Курсы рисования и пространственное мышление.
Оглавление
В следующей постановке мы имеем дело с более высоким горизонтом и с большей глубиной изображаемого пространства.
Приступая к передаче глубокого пространства, следует расставлять предметы на разном удалении от зрителя: одни ближе к фону, другие к переднему плану. Такое расположение начинающему художнику предметов выявит их пространственные отношения. По мере удаления предметов от источника света, их освещенные поверхности будут отражать уменьшающееся количество света. Удаленные в два раза дальше, они будут в четыре раза слабее освещены. Если освещенные части белых предметов на первом плане ближе к лампе, то они значительно светлее также белого, но более удаленного фона. Задачи пространственного рисунка на курсах рисования и жипописи надо разнообразить. Например, можно видоизменять фон. Вместо гладкого фона можно повесить драпировку с плоскостным орнаментом или с легкими складками. Если увлечение проработкой фона отвлечет рисующего от наблюдения за тональными отношениями всего рисунка в целом, то, по всей вероятности, дальний план будет „вырываться“ вперед и ошибка станет очевидной. По этому поводу еще раз придется напомнить, что светотеневая контрастность также убывает по мере удаления изображаемого объекта от источника света. Только на практике рисующий постигает, какими средствами можно передать тот или иной материал.
Курсы рисования — передаем освещенность предметов.
Несколькими четкими бликами можно передать прозрачное стекло стакана или графина. Более сдержанным блеском будет отсвечивать металлическое блюдо. Пористый глиняный сосуд отражает падающий на него свет тусклыми отсветами. Можно передать смягченными переходами мягкую ткань салфетки и острыми „гранями“ — помятый бумажный пакет..Большое значение для передачи материалов имеет различие в характере рефлексов. Сила рефлексов у металлических и деревянных предметов будет различна. В натюрмортах рекомендуется внимательно рисовать складки тканей, направление которых имеет свои закономерности. Характеристика изломов и свободного падения складок зависит от форм предметов, на которые они ложатся, от прикрепления ткани к определенным местам, а также от ее плотности и иных свойств. Подбирать предметы для натюрморта лучше всего из обычных бытовых вещей. Мы наблюдаем их повседневно в различных положениях и при разном освещении, что облегчает передачу их характеристики. Над натюрмортом интересней работать, когда предметы подбираются по определенной теме и за ними как бы чувствуется присутствие человека. Например, два березовых полена, в одном из них застрял топор, на землю брошены рукавицы. Или на письменном столе глобус, тетрадь, книги, чернильница с пером. Драпировки также лучше изображать в связи с жизненной обстановкой. Например, кресло, на спинку брошена шаль, часть ее ложится на пол. Раскрытая книга, очки. Кто-то читал, встал и ушел. Видимо, старая женщина. Также можно использовать тему „С базара“ или составить кухонный натюрморт — кастрюли, ножи, ложки. Полезно практиковаться в зарисовке предметов небольшого размера, но четкой конструктивной формы, какими являются рабочие инструменты. Рекомендуется усложнять постановки введением чучел птиц и животных. Пушистый мех, перья и пух смягчают общие очертания их фигур и подчеркивают сухость птичьих лапок, остроту клюва и хищных когтей. Передача разных материалов обязывает молодых художников находить новые приемы, обогащающие их технику. Задачи, возникающие при длительной работе над рисунком чучела, содержат в себе некоторые специфические требования. Своеобразная конструкция тела, решение пропорций, то есть соразмерности туловища, ног, головы и хвоста, требуют для удовлетворительного выполнения рисунка, помимо чувства формы, также знания своеобразных особенностей изображаемых животных. Мы рассмотрели несколько характерных постановок натюрмортов. Для начинающих художников повторение их в своих рисунках необязательно. Несравненно полезнее заменять одни предметы другими, самому придумывать постановки и постепенно усложнять их. В дальнейшем следует делать постановки и из крупных предметов.
На курсы рисования обычно ставят стандартные постановки потому вышеизложенные советы помогут Вам в первых начинаниях рисунка натюрморта дома.
Например, поставить натюрморт на тему „В мастерской скульптора“. На подставке скульптурный бюст, обвязанный мокрой тряпкой, на табуретке стек, коробка папирос, на стене — рабочая одежда.
Можно показать мастерскую живописца или обычный угол кухни: на табуретке корыто, возле него ведро, веник, на стене полотенце. Разумеется, что выполнить такие постановки можно, уже приобретя опыт в работе над натюрмортами. В книге воспроизведен натюрморт из крупных предметов . Эта постановка, как и другие, требует нового варианта композиционного размещения предметов’ на листе, перспективного построения прямоугольных и цилиндрических форм ящика, бочки. Постановка из крупных предметов является переходом к рисованию интерьера. Интерьером называют изображение внутреннего вида помещений с мебелью и различными вещами. Здесь по существу рисуют многопредметный натюрморт в условиях глубокого пространства. Это дает возможность практиковаться в перспективных построениях предметов, а также решать задачи воздушной перспективы. Мы считаем нужным, наряду с практическими советами по рисованию натюрмортов, обратить внимание наших читателей на художественные возможности работы в этом жанре. Все видевшие в картинных галереях или на хороших репродукциях натюрморты голландских мастеров семнадцатого века обращали внимание на прекрасные изображения самых разнообразных предметов, среди которых жили, работали, отдыхали люди того времени.
Оружие, посуда, книги, музыкальные инструменты, овощи, фрукты, ткани, битая дичь, рыба, крабы, кухонные и рабочие принадлежности, инструменты все это, изображенное кистью замечательных мастеров, воспринимается теперь как живой документ ушедшей жизни. Различные времена с господствующими тенденциями и вкусами откладывали определенный отпечаток на это искусство. На протяжении истории натюрморт- ной живописи не раз менялась ее тематическая направленность. Постановки были то роскошными и нарядными, повествуя о расточительном богатстве; то, в другое время, они воспевали мирный уют домашнего очага или говорили об убогом существовании бедняка. Натюрморт и в дальнейшем продолжает жить как самостоятельный вид творчества в искусстве разных народов. Из советских художников, занимавшихся этим видом искусства, следует отметить И. И. Машкова, создавшего знаменитые „мясные“ и „хлебные“ натюрморты, П. П. Кончаловского, а также В. Н. Яковлева. Тема современного натюрморта может быть заимствована из спортивной жизни, из жизни рабочих, ученых, музыкантов, художников. Естественно советовать кому-то заплатив за курсы рисования мы не будем, потому как Вы пришли и Вам должны создать условия работы, удобный натюрморт. Предметами, составляющими натюрморт, могут быть инструменты столяра, каменщика, колхозника, музыканта и т. д. Интересный натюрморт можно составить из вещей, типичных для школьника, а также для рыбака или охотника вообщем все что Вы пожелаете. Я уверен что прийдя на курсы рисования Вы сможете настоять на таком натюрморте который будет Вам по душе. Не бойтесь и дома Вы так же сможете создать прекрасный натюрморт. Не важно что Вы поставили, главное как Вы это видите. Удачи!