Небольшое вводное слово о рисунке портретов на курсах рисования и уроках живописи.
Оглавление
Всякий увлекающийся рисованием любитель не раз пробовал рисовать портреты своих близких, выбирая в большинстве случаев „самый легкий“ поворот в профиль. Получавшееся приблизительное сходство с оригиналом чаще всего удовлетворяло и любителя и портретируемого.
Но подобное рисование к учебной работе на курсах рисования и уроках живописи,
отношения не имеет. Желающий серьезно заняться рисованием головы должен иметь некоторый опыт и знакомство с законами и правилами рисования. Работа над рисунком головы дает возможность изучать не только способы трактовки сложной органической формы, но и передачу характера изображаемого человека, его душевного состояния. Следовательно, рисуя голову, необходимо развивать в себе восприятие натуры.
На уроках рисования изображения головы лучше всего начинать с гипсовых моделей. Переходом от более простых заданий к рисованию головы является работа над слепками с античных статуй. При рисовании гипсовых моделей, а также живой натуры курсы рисования ставят перед учащимся многие общие задачи, к числу которых относятся композиционное размещение изображения головы, последовательность выполнения рисунка, установление пропорций, нахождение большой формы и ее частей, а также лепка объема при помощи светотени.
Необходимо указать на некоторое различие задач, которые ставят преподаватели на курсах рисования и уроках живописи при рисовании гипса и живой натуры. В первом случае перед рисовальщиком на курсах рисования, встает необходимость передачи уже решенных скульптором форм, во втором случае он имеет дело непосредственно с живой натурой, требующей в процессе работы обобщения и выделения главного. При рисовании гипса на уроке рисования сосредоточивают внимание на определении поверхностей, образующих объем головы, на передаче деталей и на изучении светотени, выявляющей освещенную форму. В рисовании с натуры надо передать движение и йостроение живого тела, а для этого нужно более основательное знание костей и мышц и их взаимодействия.
На рисунке гипсовой головы проанализированы детально все части лица и вместе с тем передан его характер в цельном решении. Эта цельность сохранена даже в изображении бесчисленного количества завитков на кудрявой голове. Здесь разрешена нелегкая задача тщательной проработки деталей с выявлением основной, округлой формы черепной коробки.
Изображение сложной формы головы, сохранение цельности рисунка при разработке многочисленных деталей требуют точной последовательности в работе, о которой в свое время говорил своим ученикам и замечательный педагог П. П. Чистяков на уроках рисования, подчеркивавший, что всякая работа должна иметь свой порядок и что необходимо начинать не с середины или конца, а с начала.
На наших уроках рисования в Киеве рисующему надо понять, что нарушение порядка ведет к неверности в рисунке и к путанице в решении задач. Рисование головы предусматривает тот же порядок исполнения, который соблюдается и при работе над рисунками всякой другой тематики. В начале работы надо наметить первоначальное обобщение формы, при продолжении уделить внимание разработке деталей, а в конце заботиться о подчинении деталей целому.
В любом случае приходить на курсы рисования к нам или на любые другие лучше пройдя ликбез и иметь элементарные знания.
Я получил огромное удовольствие на курсах ЖИВОПИСИ МАСЛОМ!!! Очень хорошие материалы и отличные преподаватели, которые уделяют много внимания! Я написал картину именно ту которую хотел! Я решил и дальше продолжать ходить на курсы живописи!