Понимание и осознание перспективы в различных учениях.
Оглавление
Для того, чтобы понять, чем передача перспективы в японском искусстве отличается от западных канонов, лучше всего обратиться к нескольким конкретным примерам. На курсе академического рисунка карандашом от студии Артакадемия мы будем использовать иллюстрации из книги «Японские художники» Артура Моррисона.
Превые школы по академическому рисунку
Одной из первых школ, несущих яркий национальный отпечаток, была школа Тоса, поэтому мы предлагаем начать наш разбор с шедевра Тоба Содзе (Toba Sojo) (1053-1140), на котором изображены лошади и дерущиеся быки. Перспективные сокращения тел передаются благодаря наложению друг на друга линейных контуров, отличающихся смелостью, но и деликатностью кривых линий. Рисунок передает страсть и мощь животных с помощью минимального количества штрихов.
До определенной степени, это изображение натуралистично, но художник не следует никаким конвенциональным подходам к передаче перспективы.
В конце XII века Сумийоши Кейон (Sumiyoshi Keion) изобразил побег из Императорского дворца. Моррисон использует в своей книге репродукцию фрагмента свитка, оригинал которого хранится в Бостонском музее. История побега и преследования передана непревзойденно. Как это часто бывает в японской живописи, мы наблюдаем сцену сверху. Каждая лошадь и каждый человек находятся в движении; одежда и лошадиные хвосты развеваются по ветру; кареты сталкиваются; один всадник натягивает шляпу поглубже на голову, а другой теряет свою.
Вся картина передает ощущение спешки, хаотичного движения. Она мало похожа на привычную западную живопись, но артистична и реалистична – что особенно интересно, поскольку художник не пытается передавать никакие светотеневые отношения. Между фигурами на переднем плане имеется некоторое пространство, земля, в то время как фигуры на дальнем плотно «упакованы» вместе, как это действительно бывает, если смотреть со стороны на толпу.
Верховые лучники напоминают охотников с западных полотен. Перспективные искажения, с которыми художник изображает кареты, вполне соответствуют тем принципам, по которым изобразили бы их и мы сейчас. А вот с колесами не все так просто. Их оси расположены реалистично и под нужными углами, и одна из карет, которую мы видим в движении, имеет колеса эллипсовидной формы – как и должно быть в таком ракурсе.
Но у других карет, на которые мы смотрим сбоку, колеса ненамного более круглые. Возможно, в XII веке существовали некие художественные конвенции, следуя которым, Сумийоши, при всем его реализме и точности наблюдений за натурой, рисовал колеса овальными, а не круглыми.
Этот подход стоит иметь в виду, обсуждая приемы современного импрессионизма. Обратите внимание, как резко у Сумийоши«вздыблен» осел, тянущий центральную карету. Тем самым он освобождаетпространстводля другого, галопирующего мимо его головы.Все спицы в колесах его кареты четко прорисованы и видны.
Другая же карета движется так быстро, что вращающиеся спицы сливаются, они переданы бесконечными круговыми линиями. Как и тогда, сейчас такой прием может быть использован, чтобы выразительно изобразить и наличие спиц, и скорость их движения.
Изучение перспективы в академическом рисунке периода ХVII века в Японии
Переходя к семнадцатому веку и Тоса Митсуоки (TosaMitsuoki) с его картиной пишущего за столом святого, мы находим хороший пример уходящего вдаль пространства, где боковые поверхности по мере удаления не становятся уже, как это было бы в западном искусстве. Дальний край стола на картине такой же высоты, что и ближний, из-за чего нашему взгляду, привыкшему к уменьшению отдаленных объектов, начинает казаться, что этот дальний край даже выше ближнего. Но мы не можем на основе этого сделать никаких выводов касательно того, каким конвенциям передачи перспективы следовал художник, потому что стороны свернутого листа бумаги, который держит святой, искажаютсясогласно логике, привычной для западного искусства.
В живописи так называемого китайского ренессанса XIV века мы находим много пейзажей, а также изображений животных и птиц, которые подходят для иллюстрации нашего исследования. Этому периоду в целом свойственна очень интересная работа с искаженными в ракурсе кривыми линиями.
Великие рисовальщики японии 15го века.
В пятнадцатом веке Огури Сотан (Oguri Sotan) изобразил белого сокола с рядами перьев, которые прекрасно моделируют форму птицы. Жердочка, на которой он сидит, опоясана кольцом, ободок которого является отличным примером изображения окружности в перспективном сокращении.
У Ноами (Noami) форма тигра идеальна (Иллюстрация LXXVII) и конструируется его полосками. Каждый штрих придает его телу скругление или необходимые перспективные сокращения. Работа с перспективой с помощью одних лишь кривых линий еще никогда не была такой поразительно точной. Зная их возможности и будучи уверенным в своих навыках, живописец использовал их вместо контура, и мастерски жонглировал ими в ситуации, когда менее опытный художник даже не обратил бы внимания на ритм и расположение штрихов.
Вне зависимости от школы, японские мастера всегда уделяли огромное внимание наблюдению за природой. На всех картинах, где присутствует одежда, очевидно, что художники тщательно отбирали именно те складки, которые наиболее точным образом намекают на форму тела под ними.
Скругление плеча или перспективное сокращение боковой стороны торса – на все это намекают деликатные, но безошибочные линии. Обратите внимание на портрет китайского поэта, едущего верхом, работы Ункоку Тоган (Unkoku Togan). Именно это внимание к истине и красоте мы ищем в работах художников любых культур.
Статьи про курсы рисунка карандашом тут:
Курсы академического рисунка — как правильно строить объекты в перспективе.
Обучение академическому рисунку — теория света, полутона и тени
Правила линейной перспективы и их применение на курсах рисунка карандашом
Курс рисунка карандашом эллипса и круга — как рисовать подобные фигуры?
Описание академического рисунка губ человека с примерами набросков — программа для среднего и высшего уровня подготовки.