В ДАННОЙ СТАТЬЕ МЫ ОТВЕТИМ НА ВОПРОС КАК РИСОВАТЬ АКВАРЕЛЬЮ ЭТЮД НАТЮРМОРТА
Наука цветоведения состоит из нескольких разделов: одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов и устанавливаются законы цветовой гармонии.
Нас, художников, интересуют преимущественно те разделы, знакомство с которыми помогает наблюдать ц изображать явления действительности. В данном случае мы ограничимся кратким изложением самых необходимых сведений. Они принесут вам пользу лишь тогда, когда вы их проверите на опыте, проделав рекомендуемые ниже упражнения.
Из всех наших чувств наиболее развито зрение. Необходимым условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем.
Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропускать через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.
В зависимости от специального оборудования можно получить спектр больших или меньших размеров, но последовательность цветов и их переходы всегда сохраняются одни и те же: на одном конце спектра находятся фиолетовые цвета, а на другом — вишнево-красные.
Смешав эти крайние цвета, мы получим пурпурно-красные. Замкнув спектр в круг, расположив в порядке все цвета с добавлением пурпурного, мы получим так называемый „цветовой круг“. В спектре мы можем различить 130 цветовых переходов, а в цветовом круге, где добавлен пурпурный цвет,— до 150.
Если разделить спектр пополам, то в одной половине окажутся красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые, а в другой — голубо-зеленые, голубые, синие и сине-фиолетовые цвета; назовем первую группу теплыми цветами, вторую — холодными (по сходству первых с цветом солнца, огня, раскаленного металла и т. п., вторых — с лунным сиянием, льдом
Рисунок и живопись. Расчленение цветового круга на 32 деления является условным. В разных трудах по цветоведению можно встретить и другие деления.
Кроме солнца можно назвать еще ряд светящихся тел, например нить электрической лампы, горящий фитиль керосиновой лампы, огонь свечи, спички, раскаленные добела металлы и т. д. Все они излучают свет иного цвета, чем солнце, и, если исследовать их спектр, он окажется несколько иным, чем спектр солнечного света.
Несветящиеся тела сами света не излучают, а только отражают его. Если тело непрозрачное, то белый свет, падающий на него, отчасти им поглощается, а отчасти отражается; например, цветы мака поглощают все части спектра, кроме красных лучей, которые они отражают, благодаря чему мы видим эти цветы красными.
Если тело прозрачно, как, например, синее стекло, то попадающий на него свет разделяется на три части: одна часть лучей проходит внутрь тела, и там происходит так называемое избирательное поглощение телом преимущественно лучей теплых цветов; вторая часть — сине-фиолетовые лучи — пройдет через стекло, благодаря чему стекло будет казаться на просвет синим; третья часть лучей — тоже синефиолетовых— отразится от поверхности стекла. То же самое будет происходить с темно-зеленым стеклом и со всякой цветной стеклянной посудой.
Наряду с цветными предметами мы видим и так называемые в обиходе бесцветные предметы, то есть белые, серые, черные. В цветоведении их принято называть ахроматическими (греческое слово асИготоз, в переводе на русский язык означающее— бесцветный), в противоположность хроматическим, цветным.
Чисто белый цвет отражает все падающие на него лучи света. Чисто черный — поглощает все лучи и не отражает ни одного их них. Серый цвет, в отличие от белого, отражает не полностью падающий на него свет. Ахроматические цвета отличаются друг от друга только своей разной светлотой. Наш глаз способен различить до 300 переходов тонов от светлого к темному.
Хроматические цвета обладают тремя качествами.Основной их признак, по которому один цвет отличается от других, принято называть цветовым тоном. Термин „цветовой тон“ надо понимать иначе, чем термин „тон“, который применяется в рисунке. Там, как вы уже знаете, тоном называется большая или меньшая степень светлоты, в цветоведении же цветовым тоном определяется разница в цвете.
Вторым признаком цвета является его насыщенность (иногда употребляют термин чистота). Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Насыщенным назовем, например, красный цвет мака или желтый цвет лимона, оранжевый — апельсина. Если этот насыщенный цвет разбавить белилами или утемнить черной краской, он потеряет свою насыщенность.
Третье свойство цвета — его светлота. К светлым цветам можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. д.; к темным — синий, темно-красный, фиолетовый и т. д. Эти три качества — тон, насыщенность и светлота — полностью определяют любой цвет. Художники зачастую употребляют и такие термины, как светосила, интенсивность, густота, звучность, блеклость и т. п. Все они могут быть переведены на научный язык цветоведения.
Цвета могут изменяться в зависимости от характера освещения. Вечером, в свете лампы, все холодные цвета (синие, голубые, голубо-зеленые, фиолетовые) темнеют, причем голубые цвета зеленеют, синие теряют свою насыщенность, темно-синие неотличимы от черных, некоторые синие краснеют, фиолетовые тоже краснеют. Красный цвет становится насыщеннее, оранжевый краснеет, светло-желтый трудно отличим от белого, который желтеет.
В целом все искусственное освещение в комнате отличается от дневного красновато-желтым оттенком. (Вследствие таких значительных изменений цветов при искусственном освещении трудно верно подобрать на палитре нужные оттенки, поэтому рекомендуется писать при дневном свете.) Во время заката в красном свете заходящего солнца все в природе краснеет, даже листва деревьев (объясняется это тем, что зеленые листья поглощают не все красные лучи спектра, часть их они отражают). В лунную ночь преобладающими цветами будут холодные, сине-зеленые.
Каждый цвет выявляется наиболее полно, когда он освещен светом того же цвета. Например, если осветить красный мак красным светом, то он будет выглядеть еще ярче, зато, освещенный зеленым светом, он превратится почти в черный, так как поглотит все зеленые лучи и ничего из них не отразит.
Некоторые изменения цветов зависят не от условий освещения, а от свойств нашего зрения. Дело в том, что наш глаз обладает неодинаковой чувствительностью к разным цветам при разном освещении. Днем самыми светлыми мы видим желтые цвета. Красный цвет мака и синий цвет василька кажутся нам близкими по светлоте. При наступлении сумерек мы постепенно перестаем различать цвета, начиная с красных; дольше всех мы видим синие. Поэтому и соотношения цветов меняются: синий василек выглядит в сумерки светлее мака, который кажется почти совсем черным. Все эти изменения цвета, характерные для разного освещения, художник должен принимать во внимание, если он хочет в своей картине создать иллюзию определенного часа дня.
Одним из факторов, влияющих на цвет предметов, является пространство. Сам по себе воздух прозрачен, но в нем находятся мельчайшие частицы пыли, капельки водяных паров, бактерии, иначе говоря, он представляет собой так называемую мутную среду. Особенность ее состоит в том, что на просвет эта среда обладает желтоватой или красноватой окраской, а в отраженном свете выглядит голубой. Красные, оранжевые, желтые лучи проходят сквозь нее свободно, а синие и фиолетовые отражаются, рассеиваясь во все стороны.
Поэтому днем безоблачное небо мы видим в отраженном свете голубым, а утром и на закате, когда солнечные лучи проходят сквозь нижние слои сильно загрязненной атмосферы, оно принимает разнообразные красно-желтые оттенки (другими примерами мутной среды могут служить дым, вода с небольшой примесью молока, одеколон, разбавленный водой).
При большом удалении предметов к ним примешивается синий оттенок благодаря голубому свету, рассеянному в воздухе. Поэтому лес, горы на горизонте становятся синеватыми. Кроме того, изменяется и светлота предметов — темные цвета выглядят светлее, а светлые, наоборот, темнеют. Например, поле, покрытое снегом илиспелой рожью, вблизи выглядит светлее, чем вдали (если, конечно, оно освещено равномерно), а свежевспаханная темная земля светлеет по мере ухода вдаль.
Этими общими правилами изменения цветов нельзя пользоваться в работе механически; природа бесконечно разнообразна, и в каждом отдельном случае надо ее пристально наблюдать, чтобы найти правильное решение. Может случиться, например, что, когда вы пишете этюд ржаного поля, набежавшее облако бросит тень на первый план,— тогда оно окажется темнее дальнего плана.