ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ —ОДНОСЕАНСНЫЕ ЭТЮДЫ НЕСЛОЖНЫХ НАТЮРМОРТОВ
Срок выполнения каждого этюда 1/2—2 часа.
Основная задача урока — передача цветом объемной формы.
Для начала мы предлагаем вам написать ряд небольших натюрмортов маслом ; каждый из них вы будете писать один сеанс. Мы даем ряд примерных постановок, которые вы можете видоизменить в том случае, если каких-либо из указанных предметов у вас не найдется. Помимо заданных можете написать еще несколько натюрмортов, ставя их самостоятельно. Работа над кратковременными этюдами, требующими большой собранности, не только полезна, но и необходима именно в начале занятий. Она развивает чувство цвета и приучает воспринимать натуру в целом, а не по частям, улавливая в ней главное.
Кроме того, учащийся, не имеющий еще достаточного опыта, быстро исчерпывает свои возможности в изображении натуры, и более длительный срок работы влечет за собой не улучшение этюда, а загрязнение и размельчение его деталями. Поэтому мы рекомендуем точно выдерживать намеченный срок выполнения этюда.
Постановки этого урока рисования имеет определенную цель: дать вам первое понятие о передаче объемной формы цветом. Основная трудность будет заключаться в том, чтобы найти цвет тени, отличающийся от освещенной части предмета особым оттенком. Нужно обладать уже некоторым опытом, чтобы правильно подойти к решению этой задачи. Почитать больше по уроку рисования светотени
Поэтому, чтобы подготовить вас к ней, мы предложим вам написать первой такую постановку, в которой ваше внимание будет направлено главным образом на сравнение предметов, близких по цвету. Вам придется находить разницу в свет¬лоте их цвета и разницу в его оттенках (теплых и холодных). Такая задача будет для вас вполне посильна. На примере одной постановки разъясним вам процесс работы и укажем те основные правила, которых следует придерживься.
ПЕРВАЯ ПОСТАНОВКА
Положите на стол небольшую буханку черного хлеба, морковку и луковицу. Стол покройте тканью или бумагой холодного серо-синего цвета. Для фона возь¬мите какой-либо светло-желтый, не слишком резкого оттенка материал. Освещение спереди и отчасти сбоку такое, чтобы тени на предметах были незначительными. Мы предоставляем вам самостоятельно скомпоновать натюрморт, так как для этого у вас уже есть достаточный опыт.
Уроки рисования по ознакомлению с натурой
Не берясь за краски и кисти, дайте себе время (оно не входит в общий срок — 11/2 часа) посмотреть на постановку. Сначала, не вглядываясь в детали, окиньте общим взглядом весь натюрморт, чтобы получить от него цельное впечатление. Важно это первое впечатление запомнить; в последующей работе над отдельными предметами натюрморта оно поможет вам добиться в этюде той объединенности всей группы, которую вы уло¬вили в натуре при первом взгляде на нее. Затем начните разбираться подробнее в каждом предмете. Посмотрите, как буханка черного хлеба своим сочным коричневым цветом выделяется на светло- желтом фоне. Ее верхняя корка может отливать местами фиолетовым. Теплый красный цвет морковки подчеркнут контрастным холодным цветом стола; луковица, хотя тоже теплого цвета, отличается от морковки своей золотистой окраской. Обе — и морковка и луковица — светлее, чем хлеб, и темнее, чем фон. Разберитесь еще в том, что светлее — эти овощи или серо-синяя поверхность стола. После такого обзора вы можете сделать некоторые выводы насчет цветовых соотношений натюрморта: основная часть его — предметы и фон — теплые по цвету. Только все эти теплые цвета сильно отличаются друг от друга и по оттенка\ и особенно по светлоте. Самым темным является xлeб самым светлым — фон. Всем этим теплым цветам противопоставлен холодный цвет поверхности стола. По закону цветового контраста он сообщает особенную яркость морковке и луковице, заставляя их „звучать“, как говорят художники.
Теперь можно приступить к работе. Предварительные наброски Чтобы решить композицию будущего этюда, сделайте предварительно небольшие наброски карандашом. Они помогут вам определить формат этюда, а может быть, укажут на необходимость некоторых изменений в расстановке предметов. Когда вы найдете окончательный вариант композиции натюрморта, попробуйте представить себе, как будет выглядеть готовый этюд. В этом может помочь видоискатель. Он покажет вам будущий этюд как будто в рамке.
Урок рисования по подготовительному рисунку натюрморта
Наметьте на холсте (или картоне) рисунок натюрморта углем, проложив главные тени, чтобы лучше уяснить себе объемные формы. Смахните уголь тряпочкой и по оставшимся следам уточните весь рисунок кистью жидко разведенной краской (сиеной или умброй). В этом рисунке не нужны детали, но строение, пропорции (размеры) предметов и их размещение в пространстве должны быть определены точно, чтобы потом не пришлось вносить поправки и загрязнять ими живопись.Время, затраченное на всю эту работу, не входит в общий срок выполнения этюда; поэтому не торопитесь: чем вдумчивее и основательнее будет сделан рисунок, тем лучше вы подготовитесь к самой ответственной и трудной части задания — к живописи. По окончании рисунка можно сделать небольшой перерыв и даже отложить работу до следующего дня, если почувствуете утомление.