НАЧНЕМ С КОМПОЗИЦИИ ПЕЙЗАЖА
Если вы научились передавать различные состояния природы, без чего немыслимо ее художественное отображение, можете попробовать свои силы в работе над пейзажной композицией.Стремление к этому у многих самодеятельных художников большое. Но не все они идут по правильному пути. Некоторые пытаются „сочинить“ пейзаж, пользуясь не своими непосредственными наблюдениями и конкретными впечатлениями, а перепевая ранее виденные картины. Другие пробуют просто увеличить сделанный этюд. Ничего путного не получается и в этом случае. Утрачивается присущая хорошему этюду свежесть, а беглость письма, простительная в этюде, написанном с целью уловить мимолетное состояние природы, превращается в картине в небрежность и оставляет впечатление ее незаконченности. Успешнее пойдет работа, если вы, дополнив этюд новыми наблюдениями природы, разработаете его композицию.
Прежде всего надо решить, какой этюд положить в основу композиции. В нем должно быть выражено состояние природы, которому соответствовал бы мотив пейзажа. В противном случае необходимо будет снова написать заинтересовавший вас пейзаж в наиболее подходящих условиях освещения, времени дня, погоды.Выбранный мотив должен иметь своеобразные, характерные черты, иначе вам неинтересно будет работать над ним.Репродуцируемые нами пейзажи отличаются именно такими качествами, их авторы нашли и выявили в природе что-то новое, интересное.Вы также имеете богатые возможности найти различные мотивы для своих пейзажей. Начните с самых скромных, не беритесь писать „панорамы“.Понаблюдайте полюбившийся уголок природы (или вид в городе, на заводе, у пристани и т. д.) и напишите его в различных условиях освещения и погоды.
Курсы рисования в дальнейшем предоставят Вам возможность доработки композиции пейзажа что и должно стать основной Вашей заботой. По репродукциям, помещенным в нашем пособии, вы можете проследить работу над композицией пейзажа одного из лучших русских пейзажистов А. К. Саврасова. В работе над картиной „Грачи прилетели“
художник опирался на этюд, написанный им с натуры в селе Молвитино (ныне село Сусанино, Костромской области; . Но мастер значительно его переработал. Прежде всего он отыскал новое цветовое решение этюда, которое, по его мнению, больше соответствовало образу русской весны. Первый этюд был выполнен в теплом колорите. Но его яркая солнечность нарушала представление о скромной северной весне и противоречила настроениям, пробуждаемым видом убогой деревушки, затерявшейся в глухом углу.Правдивая передача состояния природы — неотъемлемое качество пейзажной картины. Но вид пейзажа должен быть осмыслен художником и преподнесен зрителю в такой живописной форме, чтобы он воздействовал на него как законченный художественный образ. Понимая это, Саврасов стал искать новое колористическое решение этюда для воплощения своего художественного замысла.Ни на миг при этом художник не отрывался от правды, стремясь по натуре уловить наиболее характерные особенности состояния русской природы в самом начале весны. Результатом этих поисков явился второй этюд, отличающийся от первого более сдержанным серебристым колоритом, создающим настроение, созвучное сюжету картины.
В работе над этим этюдом Саврасов изменил и первоначальную точку зрения, стремясь отчетливее выделить композиционный центр пейзажа — темные силуэты грачей на снегу и на обнаженных ветвях берез. Также была увеличена площадь талой воды, чем усиливалось впечатление приближающейся весны.Так, в поисках нужного ему образа пейзажа, Саврасов изменял не только колорит этюда, но и перекомпоновывал его отдельные части, выделяя композиционный центр (уже в работе над холстом), так называемые стержневые, или основные, линии композиции. Направление стержневых линий имеет большое значение для художественного произведения. Например, в картине И. И. Левитана „Владимирка“ где художник хотел показать бесконечность пути арестантов, линии дороги увлекают взгляд зрителя в глубь полотна, производя впечатление медленного, но неуклонного движения вдаль. Г. Г. Нисский в пейзаже „Рыбинское море“,чтобы показать обширность водного пространства, выбирает низкую точку зрения. Это впечатление художник усиливает тем, что широте воды противопоставляет тесный, узкий берег.Приступив к холсту, Саврасов, желая подчеркнуть простор русского пейзажа, отодвинул березы и добавил за деревушкой изображение широких далей с полями
Четкость основных линий композиции на уроках живописи способствует пластичности и образности пейзажа. Вместе с тем необходимо заботиться о том, чтобы эти линии казались естественными, чтобы построение композиции не бросалось в глаза. Это удается тогда, когда композиция разрабатывается по этюдам с натуры и дополняется также на основе наблюдений натуры.Упомянем о приемах разработки Саврасовым эскиза в тоне.Работу над подготовительными этюдами к картине Саврасов подкреплял тщательной прорисовкой эскиза в карандаше.Интересно, что он исполняет рисунок на уроках рисования на тонированной бумаге, холодноватосерый цвет которой отвечает замыслу колористического решения пейзажа, определившегося во втором этюде. Построение и деталировку формы художник ведет карандашом, а основные тени прокладывает соусом. Освещенные участки обрабатываются белилами, серая бумага служит для передачи полутонов.
Данный рисунок не закончен, но деревья на переднем плане, колокольня, главка купола, постройки прорисованы очень строго. Точным построением и тщательной моделировкой’ форм Саврасов подвел прочный фундамент под живопись. Достойно внимания, что тональность рисунка он решил в связи с цветовым строем будущей картины.Рекомендуем и вам приходя на курсы рисования так же углубленно работать над эскизом своего пейзажа и, прежде чем приступать к картине, выполнять картон (рисунок, сделанный в натуральную величину будущей картины). С этого картона рисунок переносится на холст по сетке или кальке, если композиция окончательно найдена, или углем, если художник собирается вносить еще поправки в композицию на холсте.Выполнить по перенесенному рисунку завершенную картину вам, на уроках живописи, возможно, будет еще не под силу.
Поэтому рекомендуем закончить работу над пейзажем проработанным эскизом. Он пишется примерно теми же приемами, как и многосеансный этюд, но шире, обобщеннее, декоративнее, с расчетом на то, что будет смотреться издали. Законченный эскиз требует, чтобы основные цветовые массы в нем были четко выделены и ясно с первого взгляда на полотно различалось бы изображение.Эскиз должен производить целостное впечатление, выражать состояние природы и, разумеется, передавать глубину пространства и объемность изображенных форм.Если мотив, положенныйчв основу пейзажа, так удачно найден, что в процессе уточнения композиции не подвергся существенному изменению, то можно продолжать работу над эскизом не в мастерской, а прямо на натуре. Так И. И. Левитаном была создана картина „Март“
Не обязательно также каждый мотив решать в цвете. В ряде случаев хорошую работу удается сделать и углем, черной акварелью, соусом и другими материалами. Примером этому может служить интересный пейзаж В. Цигаля „Алтай“ .Смотрите так же разные уроки по рисованию и живописи в следующих ссылках: Уроки рисования по композиции натюрморта Уроки рисования по рисунку предметов Уроки рисования фактуры в натюрморте Уроки рисования натюрморта из крупных предметов