Как курсы рисования в Киеве разбирают вопрос с композицией картины и работы над образом.
Рассмотрим хотя бы в общих чертах художественные средства, которые используют художники для выражения своего замысла и раскрытия идеи картины. Если данный вопрос не раскрывается то выбор курсов рисования должен продолжатся далее. В картине „На старом уральском заводе“ в соответствии с ее содержанием композиционным центром являются фигуры рабочего и его хозяина. Содержание картины раскрывается во враждебных взглядах, которыми обмениваются эти два лица.
Если на курсах живописи учат многоплановости и выборе нужного размера фигуры для композиции?
Прежде всего на курсах живописи в Киеве учат выявлять передний план картины, где помещена крупная фигура заводчика, ничем не загроможден, благодаря чему внимание зрителя сразу же обращается на эту фигуру. Поворот головы заводчика и его презрительный взгляд в сторону невольно принуждают и зрителя следовать взглядом в том же направлении и увидеть голову и глаза рабочего, склонившегося над опокой для формовки. В свою очередь направление взгляда рабочего снова возвращает зрителя к образу заводчика.Таким построением композиции учащиеся курсов живописи могут сразу овладеть вниманием зрителя, заставить его переводить взор с одной фигуры на другую и тем самым глубже вникнуть в образы главных действующих лиц и постигнуть их взаимоотношения. До сознания зрителя сразу доходит основная идея картины — борьба двух антагонистических классов.Большое значение в раскрытии содержания картины имеют местоположение, относительные масштабы и движения фигур. Фигуры рабочего и хозяина выдвинуты к переднему плану. Заводчик изображен во весь рост, в позе властной и в то же время несколько неуверенной.
Эта поза не случайна, она выражает самочувствие заводчика, привыкшего к полновластному распоряжению судьбами своих подчиненных и вдруг встретившего во враждебном взгляде рабочего молчаливый отпор. Рабочий же изображен сидящим на полу, согнувшимся в трудовом движении над опокой. Он смотрит на хозяина снизу вверх, исподлобья. Этим приемом начинающий художник пройдя первые курсы рисования помогает зрителю воспринять мысль о подчиненном и угнетенном положении рабочих, которые уже начинают осознавать в капиталистах своих врагов.Следует отметить одну удачно найденную художником деталь: рабочий в правой руке держит, подобно ножу, металлическое правило для формовки. Этот жест обогащает образ рабочего и усиливает в картине настроение конфликта. Социальной и психологической характеристике образов капиталиста и рабочего служат также детали. Так, богатый костюм, лисья шуба и белоснежные валенки заводчика противопоставлены рваной одежде рабочего, обутого в лапти на колодках. В то время как в праздных руках заводчика мы видим украшенную слоновой костью и серебром трость, рабочий держит орудие своего труда — правило.
Так методология которая используется на курсах рисования призвана выявлять детали служить выражению характера изображаемых персонажей.
Принятое в картине освещение способствует решению композиционных задач. Вопрос касающейся освещения в картине всегда болезненно воспринимается студенками в то время как сами курсы живописи не хотят уделять должное внимания данной теме. Таким образом следует ярче всего освещать фигуру главного героя, в данном случае рабочего, его лицо, грудь и руки — это помогает зрителю воспринять рабочего как центральный, основной образ картины.Отдельного внимания на курсах рисования достойна тема цветопередачи и колорита. Живопись картины, ее колорит в соответствии с конфликтным характером изображаемой сцены построен на контрасте теплых насыщенных тонов переднего плана с холодными тонами темных стен цеха.
Теплые, почти горячие тона фигуры заводчика контрастируют с холодноватыми тонами одежды рабочего. В то время как глубокие горячие тона фигуры заводчика говорят о „полнокровии“, довольстве и сытости барской жизни, холодноватый, строгий тон фигуры рабочего подчеркивает бедность его одежды и гармонирует со сдержанно враждебным выражением лица. Таким образом, колорит картины, ее живописная форма подчинены ее содержанию. Они усиливают воздействие последнего на зрителя и тем самым помогают раскрытию идеи, положенной художником в основу его произведения.
Такие картины, как „На старом уральском заводе“, как упоминавшиеся ранее картины Федотова, Сурикова, Серова и других художников, свидетельствуют, что сюжетная картина является сложнейшей формой живописи, потому что ее содержание — человек, человеческие отношения во всей их психологической и социальной сложности. Великий немецкий поэт Гёте говорил, что человек — высшее и настоящее содержание изобразительного искусства.