Тренируемся рисовать по памяти — домашние уроки рисования
Мы начнем упражняться в рисунке по памяти с зарисовок отдельных предметов. Конечно, недостаточно ограничиваться заданными упражнениями — они лишь укажут путь, по которому вам следует пойти в развитии зрительной памяти.Теперь надо подумать о размере и формате листа для рисунка. Попробуйте применить для этого видоискатель . Он поможет отграничить натюрморт от окружающего пространства, определить, сколько места на рисунке уделить фону и поверхности стола, как разместить всю группу на листе. Удачно скомпонованный рисунок создает приятное впечатление, на него легко смотреть. Однако я должен Вам признаться что при плохой компоновке проигрывает даже хорошо выполненный рисунок.
Например, если вы покажете очень много фона и стола, предметы как бы потеряются в пустом пространстве и будут выглядеть слишком маленькими. Если, наоборот, сделать предметы слишком большими, им будет тесно на листе, они произведут впечатление более крупных, чем в натуре; глубины пространства также не получится. Поэтому важно не торопиться браться за карандаш, а сначала определить компоновку рисунка.
После того как композиция рисунка найдена, легкими линиями наметьте на листе края стола и размеры всей группы, отметьте ее границы сверху, снизу, справа и слева. Затем, в пределах этих общих границ, найдите место для каждого предмета. Посмотрите, насколько кружка стоит ближе к вам, чем горшок. Основания предметов будут находиться на разных уровнях.Последовательность дальнейшей работы вам уже известна (постановка каждого предмета, его построение, определение пропорций). Новой задачей нашего урока рисования явится сравнение каждого предмета с соседними: с их размерами, пропорциями, характером формы.
Уроки рисования по тональному решению в живописи.
Остановимся подробнее на следующем этапе нашего урока рисования — разработке тональных отношений.
Как вы уже знаете, ее следует начать с определения наиболее темного и наиболее светлого мест натуры. Очевидно, это будут теневая часть горшка и освещенная часть кружки.
Контраст их поможет вам найти все остальные тональные отношения. Проложите обобщенно тон всего горшка, кружки и, сравнивая с ними, тон фона и поверхности стола. Не вглядывайтесь в детали. Когда все основные отношения будут найдены, проверьте сделанное, внесите поправки и продолжайте работу. Вам надо по возможности полно передать объемную форму темного горшка и белой кружки. Поговорим подробнее о форме горшка. Объемность многогранника вам легко было передать благодаря его четким граням, которые давали возможность ясно проследить распределение света и тени на поверхности предмета.В форме горшка эти грани отсутствуют, но вы тем не менее ясно ощущаете постепенность поворотов его поверхности, определяющую округлость формы. Чтобы передать эту постепенность на рисунке, вы должны разобраться детально во всех переходах тона — от самого светлого места на выпуклой части горшка, обращенной прямо к свету, к самой темной тени. Обратите внимание на то, что самая темная тень расположена не у края формы, а несколько отступя от него.
Край чуть светлеет благодаря тому, что здесь форма закругляется и на нее ложится отсвет от фона и стола (рефлекс). Наоборот, край освещенной части горшка слегка темнеет, так как на повороте формы свет попадает на ее поверхность не прямо, а под углом. Между этим затененным краем и наиболее освещенным местом горшка есть целый ряд тональных переходов. Такие же переходы тона наблюдаются и на темной части формы. Кверху и книзу (по направлению к краям и ко дну) от освещенной части горшка тоже постепенно усиливаются полутона. Чтобы добиться на рисунке впечатления округлости формы, наблюдаемой в натуре, следует передать переходы тонов — от светлых к темным.
Разрабатывая детально рисунок тоном, вы должны все время иметь в виду так называемую большую форму горшка — основное отношение света к тени. Хотя в затененной части вы подметите местами более светлые оттенки, все же они не нарушат этой общей тени. Они темнее, чем освещенные части горшка, так же как незначи-тельные полутона в освещенной части светлее, чем главная большая тень. Это правило относится к светотени любых предметов. Вы должны его хорошо усвоить и запомнить.Работая над рисунком, не забывайте сравнивать тональность горшка с фоном, который выглядит то светлее, то темнее в разных местах касания с формой горшка.Перейдем к кружке. В целом она выглядит белой. На ее поверхности мы наблюдаем такую же постепенность переходов от света к тени, которую видели на горшке.Но если, рисуя темный горшок, вы шли в проработке его объемной формы от тени к свету, то в рисунке белого предмета советуем начинать с самого светлого места (если на освещенной части кружки вы увидите блик, то его следует оставить белым, а вокруг проложить легкий полутон) и уже по отношению к нему находить полутона и тень. В данном случае все определяет тон освещенной части.Запомните, кстати, что в одинаковых условиях освещения тень на светлом предмете выглядит светлее, чем на темном предмете, и освещённая часть светлого предмета также будет светлее, чем освещенная часть темного предмета. Советуем, рисуя, все время сравнивать между собой эти отношения. Передав их правильно, вы передадите разную светлоту цвета обоих предметов.
Сравнивайте одновременно тональные отношения горшка и кружки, фона и стола. Помните о пространстве: ближайшую к вам поверхность стола сравнивайте с фоном и с удаленной частью стола. Сравнивайте друг с другом падающие тени на столе, вы их видите на разных планах пространства. Хотя глубина в данной постановке небольшая, все же вы можете заметить разницу в тоне близкого и удаленного планов.
Таким образом, вы вели рисунок от общего к частному методом сравнения. В конце работы необходимо проверить рисунок, сравнив его еще раз с натурой.Каждый рисунок после его завершения требует окончательной проверки по натуре. Как ее проводить?Следует посмотреть на рисунок, отодвинув его от себя на некоторое расстояние (не ставя, однако, рядом с натурой).Сравнивать надо не отдельные предметы на рисунке и в натуре, а главные отношения тонов между предметами, фоном, столом и т. д.Смотреть надо на весь рисунок в целом и на весь натюрморт тоже в целом. Тогда вы сможете уловить, в чем состоит различие между ними, где вы допустили ошибку. Кроме того, проверьте, достаточно ли выражены объемные формы предметов по сравнению с плоской поверхностью стола и фона. Чувствуется ли между ними расстояние (передано ли пространство). Видно ли, что весь натюрморт освещается сбоку, получилась ли разница в тоне между темным и светлым предметом. Данная статья написана для тех кто хочет научится рисовать и для тех кто хочет пойти на уроки рисования но боится начать. Я Вас хочу заверить что прочитав наш цикл статей Вы сможете хоть немного попробовать себя в рисунке и живописи и у Вас точно исчезнет страх перед первым походом на курсы живописи.