Рисунок тела человека это изображение людских форм в любых проявлениях и позах с использованием разнообразных материалов.
Оглавление
- 1 Рисунок тела человека это изображение людских форм в любых проявлениях и позах с использованием разнообразных материалов.
- 2 Подходы к рисованию академической фигуры
- 3 Материалы используемые в академическом рисунке человека
- 4 Курсы академического рисунка человека — дефиниция академ-фигуры
- 5 Женщины в академическом рисунке
- 6 Современные подходы к рисунку человека на курсах академического рисования.
Уровень исполнения академического рисунка может варьироваться от самого высшего, с характерной детализацией до наброска с более размашистыми линиями.
Рисунок с натуры является необходимым элементов курсов академического рисунка в котором студенты работают над своими произведениями с натуры, живого человека. Академический рисунок человека может быть так же подготовительным этапом к творческой, многофигурной композиции где необходимость набросков фигур с разных углов является залогом успешной картины.
Курсы академического рисунка человека являются одной из самых сложных дисциплин в любой школе и по своему обыкновению возведены в отдельный блок уроков.
Рисунок фигуры человека может стать базой для таких профессий как иллюстратор, 2д художник, концепт художник, графический дизайнер, gamedev художник, портретист.
Подходы к рисованию академической фигуры
Художники практикуют множество подходов к изображению человека. Рисунок создается на базе живой модели, скелета, фотографии, а так же из памяти. Большинство пособий склонятся к раскрытию темы живой натуры в скетчинге. Фотография напротив широко критикуется за «якобы плоскость картины» — наблюдается только у непрофессиональных художников не умеющих интерпретировать глухие фотографические тени и острый свет.
Для тех художников или студентов работающих без натуры, не имеющих возможность проверить себя на живом примере мы рекомендуем следующие пропорции:
- Среднестатистический человек имеет примерно 7, 7.5 голов в росте включая свою собственную голову. Курсы академического рисунка подают 2 методики измерения, ручная то есть с помощью карандаша и линейная, методом линейки. (Детально про данные методы можно узнать на страничке про курсы академического рисунка тут)
- Идеальная фигура, эталон в академическом рисунке будет иметь 8 голов в своем росте
- Эпический тип человека, используемый в картинах с героями, богами, должен содержать 8.5 голов в росте. Дополнительный рост достигается через увеличение грудной клетки и длинных ног.
Примите во внимание применяемость данных пропорций только для стоящих во весь рост моделей. Позы предполагающие сгибание конечностей естественно сокращают длину тела.
Материалы используемые в академическом рисунке человека
Французский «выставочный Салон» 19го века рекомендовал использование так называемых Conte crayon — а именно, масляная пастель с примесями пигментов в союзе с специальной бумагой. Стирание было невозможно, вместо чего предполагалось мастерство художника достаточное для создание картины без предварительного рисунка. В начале наносились тонкие, светлые линии, после выявлялась форма через тени и света.
Более популярная современная техника в академическом рисунке, пришла к углю на рыхлой бумаге. Уголь плохо пристает к поверхности бумаги тем самым дает возможность стираться, однако для долгого сохранения работы необходима фиксация специальным лаком. Прессованный уголь сразу цепляется за поверхность. Для создания размытых переходов тонов используются пальцы для растушевки.
Разнообразие материалов создало еще один тип карандаша для курсов академического рисунка, так называемый графитовый карандаш. Данный тип материала наиболее популярен и по сей день. Он продается в разной твердости, от 9Н самый твердый до 9В самый мягкий. Стирание проходит по средствам ластика или резинки. Более популярны такие карандаши как НВ, 2Н 2В 3Н.
Чернила остаются немного забытой методикой. Начинают рисунок карандашом, для создания формы и контура. После чего, работу заканчивают чернилами и кистью, а так же пером. Чернила можно смешивать с водой для растяжек. Их невозможно стереть посему техника является очень капризной.
Широко используемым методом курсов академического рисунка периода 17го 18-го столетий можно считать Watteau и других художников барочного периода. Бралась тонированная бумага тоном больше теплым чем холодным. Тени создавались углем или карандашами, свет же белой пастелью, полутона не было необходимости прорабатывать.
Нужно заметить популярность данной методики в работах Леонардо, а так же некоторых прерафаелитов.
Курсы академического рисунка человека — дефиниция академ-фигуры
Академическая фигура — это рисунок или живопись зачастую обнаженного тела человека в большинстве случаев живой модели в 2/3 от реального размера.
Данная дисциплина часто используется на экзаменах и в составе уроков академического рисунка в разнообразных школах мира, вот например:
- Рисунок молодого студента — Жан Семион Шардан 1738 год
- Школа изящных искусств (Eccole des beaux arts) Париж
- Кристиан Крог 1852-1925 в середине учитель академического рисунка в Академии художеств, Осло.
- Франсуа Саль, класс анатомии рисунка человека в Академии изящных искусств 1888 год.
- Эдуард Мане, приер с курса академического рисунка 1875 год.
- Академический рисунок Педро Америко 1870 год
Женщины в академическом рисунке
Исторические сводки говорят о недоступности обнаженной натуры для художников женского пола. Женщины не допускались на курсы, в институты и университеты так как считалось неприличным и даже опасным для жизни использование обнаженной натуры в урока рисунка.
В то время как мужчинам были доступны все типы моделей, как женские так и мужские, женщины довольствовались гипсовыми формами и фигурами. Только в 1893 году Королевская академия художеств в Лондоне позволила первым художникам женского пола брать участие в уроках с частично обнаженной натурой.
Вытеснение женщин из самых высокооплачеваемых типов живописи и блокирование допуска в академические школы давало возможность для художников использовать лишь натюрморт, пейзаж, портрет в своих произведениях.
В эссе Линды Ночлин «Почему не было великих художников женского пола» раскрываются всевозможные барьеры для развития женщин-художников.
Современные подходы к рисунку человека на курсах академического рисования.
Тренировка прорисовки фигуры является одним из основных элементов практически всех программ обучения иллюстрации и рисованию. Академия изящных искусств в Италии имеет scuola libera del nudo (школу обнаженной натуры) являясь частью дипломного курса рисунка, доступ к которому возможен как местным так и иностранным студентам.
В классах учащиеся сидят полукругом или в кругу. Ни у одного студента нет одного и того же ракурса. Таким образом их рисунки будут уникальны и не могут быть скопированы оппонентами. Модель зачастую позирует на подиуме для большего удобства. В зависимости от тематики и задачи, мебель может быть использована дополнительно. В то время как на мебель обращается минимум внимания, значение фона вовсе упускается для большей графичности работы.
Большинство студий оборудованы софитами для разнообразного освещения одно или много фигурных композиций.
Во время образовательного процесса, модели обычно полностью обнаженные. Из-за сложности нахождения в одной и той же позе для человеческого тела, периодические паузы необходимы для отдыха моделей. В начале курса академического рисунка модель просят сделать серию поз для коротких зарисовок, так называемых скетчей. Многие художники делают скетчи в начале любого рисунка человека. Размашистые линии делают динамичным любой рисунок и призваны сфокусировать внимание учащегося на движении, характере натуры.
В оценке академического рисунка художники особенно критичны. Ведь, построение натюрморта может быть не настолько точным для выявления его аутентичности, однако малейшее отклонение в пропорция лица или тела человека создает дилетантский вид произведению искусства.
Многие современные художники склоняются к искажению пропорций с целью подчеркнуть характер героя или позу. Не смотря на сложность создания стилизованного персонажа, авторы могут потратить большую часть своего времени тренируя стилизацию вместо прохождения курсов академического рисунка с приобретением фундаментальных знаний и после на базе оных создавать стилизацию героя.