Курсы рисования в форме статей которые помогут Вам разобраться в самых простых заданиях по рисованию этюдов и пейзажей.
1. РАБОТА НАД ЭТЮДАМИ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ГОДА
Если вы поставили себе задачу познать жизнь природы во всем ее многообразии, выполнять этюды надо круглый год. Явлениям природы свойственна постоянная изменчивость, новизна, а схватить мимолетное можно только в живых кратковременных этюдах. Подобные красочные наброски помогают также накопить богатые впечатления и представления, необходимые в работе над картинами.
С особенностями летних этюдов вы уже познакомились, теперь надо попытаться преодолеть трудности выполнения осенних и зимних пейзажей.
Такие затруднения, как непогода, стужа на курсах рисования, не могут остановить художника. Если мерзнут руки, можно писать в рукавице с отверстием, в которое проходит ручка кисти. Густеющие на морозе краски можно немного разжижать очищенным керосином (петролем), а чтобы не замерзала вода для акварели, можно добавить в нее несколько капель спирта или глицерина. Наконец, некоторые мотивы можно писать из окна или с крыльца, из-под навеса. Более трудной является задача передать явления природы, ее конкретное состояние, правдиво выполнив этюд в цвете. Если вы посмотрите „Март“ И. И. Левитана,
весенний пейзаж в картине А. К.
Саврасова „Грачи прилетели“ или „Весеннее утро“ С. В. Герасимова , то невольно обратите внимание на то, как своеобразно решает каждый художник тему весны; в то же время вы найдете нечто родственное в этих полотнах —глубокое, все существо пронизывающее волнение, знакомое всем по весне.Состояние природы передается прежде всего показом вещественных примет: тающим снегом, глыбы которого вот-вот сползут с крыши („Март“), нежной прозрачной зеленью („Весеннее утро“) и множеством других.
Состояние природы характеризуется свето-воздушной средой. Вы видите, как в картине „Март“ курится пар над тающим снегом, какой необыкновенной широты и ясности льется поток света, какими воздушными становятся дали. Передаваемое состояние определяет весь красочный строй мотива, и надо чутко наблюдать и понимать природу, чтобы весенний этюд во всем отличался от осеннего или летнего.
Пейзажисту свойственно воспринимать состояние природы всем своим существом, и это тоже должно находить отражение в этюде, в его колорите, в самом выборе мотивов и композиции, даже в манере живописного выполнения. „По сюжету и прием“,,— говорил П. П. Чистяков на своих уроках живописи. Заметьте живописный прием в пейзаже С. В. Герасимова „К осени“: сильными, плотными, насыщенными цветом мазками написана тяжелая, напитанная влагой земля, вызывающая представление о скрытых силах природы. Больше о пейзаже смотрите тут где наши курсы рисования пейзажа пытаются раскрыть тему более широко.
Как тонкий колорит весенних пейзажей, так и колористическое решение осенних этюдов требуют упорной работы. Сила солнечного света к зиме меркнет, но зато во всем богатстве и полноте выявляются серые и серебристые оттенки. Размытые дороги называют грязными, но сколько разнообразнейших цветовых переходов, то серо-коричневых, то серо-сиреневых, то теплых, то холодных заключено в них для чуткого глаза художника. Мокрые стволы деревьев темнеют, но писать их черной краской недопустимо, ибо надо найти цветовой оттенок стволов по отношению к окружающим оттенкам, а не „красить“ их. В пору золотой осени начинающих иногда ослепляет яркая вспышка красок природы. Нужно не забывать, что общее освещение осенью тусклее летнего и весеннего, что атмосфера влажна, туманна, а следовательно, краски осенней листвы надо писать мягкими оттенками, например золотистыми, а не ядовито желтыми и крикливо оранжевыми.
В зимних мотивах тонкие оттенки проступают особенно явственно, и прежде всего на снежном покрове. На белом, на сером, как известно, особенно ясно видны чистые теплые или холодные цветовые оттенки. К сожалению, многие начинающие этого не замечают и раскрашивают снег белилами, а постройки и стволы деревьев, наоборот, чернят, не потрудившись найти их цветовые отношения.
Прежде всего приходя на курсы рисования и начиная рисовать этюды ищите в них основное отношение: небо — земля, определяя, что теплее, а что холоднее, что темнее.
Выявив основные цветовые массы, пишите этюд от первого плана вглубь, передавая свето-воздушную среду, обогащая общий колорит цветовыми оттенками, присущими каждому пространственному плану, каждой крупной грани объемов.
Сравнивайте по цвету сразу два-три участка мотива, не упуская из виду все остальное. Учитесь обобщать этюд, подчеркивая в нем живописный характер мотива.