Урок рисования — вводное слово о живописи натюрморта.
Оглавление
Курсы рисования и живописи- наряду с сюжетной картиной, содержанием которой является жизнь человека, наряду с портретом, пейзажем и интерьером (внутренний вид помещения) раскрывают еще особый вид изобразительного искусства — натюрморт.
Если вы внимательно вглядитесь в приложенные иллюстрации, перед вами развернется яркая картина обстановки жизни определенной эпохи, то роскошной, полной довольства, то более скромной, характеризующей быт людей среднего достатка.
Мы остановили ваше внимание пока на произведениях голландского и фламандского искусства XVII в^ка, эпохи неповторимого расцвета натюрмортного жанра; это дало нам возможность показать все разнообразие его тематики. Остановимся также на натюрмортах замечательного французского художника XVIII века Ж.-Б. Шардена (1699—1779). Шарден писал обыденные предметы: кастрюльки, миски, бутылки, кружки, яйца, овощи — лук, картошку,—то есть то, что мы видим ежедневно и на что не обращаем внимания. Однако художник в этих предметах видел нечто заключающее в себе частицу человеческой жизни. В скромных группах его натюрмортов чувствуется размеренный, спокойный ритм жизни небогатой семьи, где заботливая мать и жена создает ее уют и благополучие. От этих картин веет большим человеческим теплом .
Подобные мысли возникают у нас по мере рассматривания натюрмортов Шардена. Но живое, правдивое отображение жизни, вызывающее у зрителя ряд ассоциаций, составляет лишь одно из качеств искусства художника. Помимо своей правдивости его искусство является еще и некоторым откровением. Мы начинаем видеть в изображенных будничных предметах нечто скрытое раньше от наших глаз: богатство цветовых оттенков и тончайших колебаний света открывает в них новую красоту. Благодаря своей зоркости и чудесному творческому дару художник умеет превратить в поэзию мир самой обыденной прозы. Его тонкое восприятие вызывает и в нас новые ощущения, углубляет наше понимание окружающей действительности. В этом заключается большая художественная ценность натюрморта, как и всякого другого произведения искусства.
Почти каждый художник уделяет хоть немного времени натюрморту. Нам известны, например, натюрморты Репина, Крамского, Левитана, Врубеля (особенно пристально изучавшего цветы), К. Коровина; советских художников — А. Герасимова, С. Герасимова, Шегаля и других.
2. Рисунок и живопись на курсах рисования натюрморта
Причина такого интереса к натюрморту на уроках живописи заключается в целом ряде его особо важных для художника качеств. Чтобы их вскрыть, проследим за процессом создания картины-натюрморта.
Вышеприведенные примеры — произведения голландских и других художников — убедили нас в том, что, в отличие от пейзажа, интерьера и портрета, художник, работающий над натюрмортом, имеет дело не с готовой натурой, а сам создает ее, объединяя разные предметы в цельную группу.
Почему же он не изображает их в том виде, как наблюдает в быту?
Объясняется это тем, что в быту никто не задается целью сгруппировать предметы так, чтобы они воспринимались как самостоятельное художественное целое, а художник, ставя натюрморт на уроке рисования, создает как бы маленький устроенный мирок, подчиненный художественной целесообразности. Поэтому в натюрморте не допускается случайности ни в выборе предметов, ни в их расстановке.
Замысел будущего натюрморта может зарождаться у художника в результате его наблюдений натуры, в течение длительного времени, но бывают случаи, когда он возникает внезапно, под влиянием какого-нибудь яркого впечатления.
В любом случае художник приступает к работе лишь тогда, когда перед его мысленным взором уже определится образ будущего натюрморта.
Этот образ и руководит художником в создании картины. Прежде всего он обдумывает подбор’ предметов для постановки. При этом учитываются и размеры, и форма предметов, и их цвет, и материал, из которого они сделаны, так как из них предстоит составить группу, объединенную определенным ритмом и цветовой гармонией.
После предварительного подбора предметов художник приступает к поискам освещения и композиции группы (расстановки предметов).
Домашняя постановка дает Вам возможность варьировать с освещением в то время как курсы рисования на уроках живописи натюрморта могут сделать освещение контрастным, вызывающим резкие тени, может быть мягким рассеянным, дневным или вечерним (искусственным) и т. д. Если на уроке рисования нормальных специалист то он естественно сделает все возможное для Вашего комфорта.
Компоновка натюрморта требует определенного решения пространства. В зависимости от расстановки предметов пространство в натюрморте может быть более или менее глубоким.
Организация постановки натюрморта является ответственным моментом. Поэтому художник с особенной вдумчивостью относится к этой начальной стадии своей работы. Вот здесь и сказывается то преимущество натюрморта, которое привлекает к работе над ним художников: неподвижные предметы допускают неограниченные возможности экспериментирования в самых разнообразных направлениях — в решении характера освещения, пространства,, в поисках цветовой гармонии и композиции группы.
Для примера рассмотрим постановку натюрморта в картине И. И. Машкова (1881 — 1944) „Снедь московская — мясо, дичь“ (цв. илл. I). Очевидно, художник задумал показать не столько изобилие и разнообразие мясных продуктов, сколько их живописные качества. Для этого он скомпоновал их на полке, сопоставив друг с другом: в центре помещен большой кусок сочного жирного мяса, а рядом с ним
ярко-красный ливер. Густой темно-красный цвет печенки подчеркивает нежность бело-розового шпика. Ощипанная курица слева сопоставлена с птицей в темном оперении.
Введенная в натюрморт крупная посуда своими простыми и определенными формами подчеркивает мягкую податливость форм мясных продуктов. Конечно, в магазине или в домашнем хозяйстве вам вряд ли удастся встретить такое выразительное сочетание предметов. Художник придумал его на основании своих наблюдений. Его тонкий вкус позволил ему показать нам данные предметы в новом свете. Этим он обогатил и наше эстетическое восприятие, дав нам возможность почувствовать красоту форм и колористических сочетаний, которых мы в повседневной жизни обычно не замечаем.
В этом разделе в своей беседе мы касались в основном произведений мастеров; теперь необходимо остановиться на роли натюрморта в учебной работе на уроках живописи: обычно курсы рисования начинаются именно с натюрморта. Почему это так? Натюрморт по своей специфике позволяет учащемуся наиболее легко усвоить главные законы рисунка и живописи. Задача построения формы, ее объемная передача тоном проще всего решается в рисунке простых предметов, близких к геометрическим телам.
Основы композиции на курсах рисования раскрываются на примере составления группы предметов. То же относится и к живописи: передача объемной формы предмета цветом несравненно проще решается в натюрморте, чем в пейзаже или интерьере, где возникают дополнительные’ трудности в решении задач пространства и освещения.
В натюрморте нет того большого пространства, которое имеется в пейзаже. Сравнительно устойчивое комнатное освещение вне курсов рисования допускает длительные сроки работы потому как уроки живописи длятся короткое время. Входящие в постановку дома предметы можно как угодно переставлять, кроме того, эти терпеливые „натурщики“ в течение многих дней сохраняют одно и то же положение. Небольшой размер натуры и близкое расстояние от нее до рисующего допускают изучение ее с разных точек зрения (с разных сторон) — удобство, отсутствующее в пейзаже. Поэтому натюрморт по праву служит основой курсов живописи.
О ритме и цветовой гармонии будет подробнее сказано в разделе „Живопись натюрморта“ в разделе курсы рисования и живописи натюрморта.
Классная статья