Рисунок натюрморта на курсах рисования и живописи
Оглавление
Наши занятия на уроках живописи начинаются с рисунка натюрморта. У вас может явиться вопрос: „Почему именно с рисунка, а не с живописи? Разве рисовать интереснее, чем писать?“ Такие сомнения возникают нередко у начинающих художников.
Курсы рисования начинаются с рисунка, а не с живописи потому, что рисунок является основой искусства. Задача обучающего рисунка состоит в том, чтобы научить учащегося пониманию формы предмета и умению передать эту объемную форму на плоскости листа. Для этого на уроках живописи есть система.
Интерес первых заданий заключается не в предметах изображения — стаканах, коробках и других хорошо вам знакомых предметах, а в самом процессе работы, в приемах анализа натуры, которому вы будете учиться, и в целом ряде новых сведений, которые откроют перед вами задачи рисунка и способы их решения
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ КУРСОВ РИСОВАНИЯ — РИСУНОК НАТЮРМОРТА БЫТОВОГО ХАРАКТЕРА
Материал — карандаш
Для начала перед тем как Вы придете на курсы рисования, предложим вам испытать свои силы и проверить свою подготовку, выполнив небольшую зарисовку предметов вашего ежедневного обихода такими, какими вы их видите на своем рабочем или обеденном столе, на плите в кухне, на окне, на комоде, на полке, на полу и т. д.
Понаблюдайте вокруг себя дома или на работе и выберите заинтересовавшую вас группу предметов. Посмотрите на нее с разных сторон (с разных точек зрения), отойдя на расстояние трех-четырех шагов.
Найдя наиболее подходящую точку зрения, не меняйте ее во время работы, так как с переменой точки зрения будет изменяться и вид предметов и их местоположение в пространстве. Обычно натюрморт рисуют на фоне стены, так как фон, замыкая пространство, помогает рисующему сосредоточить взгляд на постановке.
Если выбранные вами предметы окажутся расположенными иначе, старайтесь, рисуя, не всматриваться в то, что находится в глубине комнаты, не позволяйте своему взгляду уходить за пределы выбранной вами натуры.
Возьмите лист бумаги примерно ЗО X 25 см. Подумайте, как лучше разместить на нем рисунок. Главное место на листе уделите предметам, а поверхность стола покажите только в той ее части, которая связана с натюрмортом. Во время рисования постоянно сверяйте свой рисунок с натурой.
Закончив его, уделите некоторое время проверке своей работы и подумайте о том, что особенно вас затрудняло и какие пробелы в своей подготовке вы ощутили наиболее сильно.
Мы на уроках живописи, намеренно ограничиваемся самыми общими указаниями, чтобы не стеснять вашу свободу в этой первой работе.
Первая встреча с натюрмортом, очевидно, поставила перед вами ряд вопросов, вызвала многие сомнения. Оказалось, что живое впечатление от натуры нелегко поддается передаче в рисунке, что для этого нужна определенная подготовка. После того как вы поработаете над рядом заданий на наших курсах рисования, вы вернетесь к натюрморту бытового характера, но выполните его уже в ином качестве, чем первый рисунок.
Для того чтобы вам был ясен путь овладения рисунком натюрморта, остановимся на его главных задачах.
Основной задачей работы над натюрмортом, как и над всяким другим рисунком, является передача объемной формы предмета. Для этого прежде всего надо разобраться в данной форме, понять ее строение; такое понимание дается не сразу и не легко. Оно поиходит постепенно и требует от рисующего вдумчивого наблюдения натуры.
Эта первая задача рисунка непосредственно связана со следующей — передачей освещения, или, иначе, передачей формы предмета в определенном освещении. Здесь вы узнаете о. том, как влияет свет на выявление объема предмета, и познакомитесь с методами и приемами, помогающими правдивому изображению натуры.
Задача усложняется необходимостью показывать предмет не сам по себе, а в связи с окружающим его пространством.
Затем возникает вопрос об объединении предметов в группу, о составлении натюрморта. Как вы убедитесь на практике, все эти задачи оказываются настолько сложными, что для их разрешения необходима длительная серьезная работа.
В связи с этим вам будут предложены задания разного характера: большая их часть потребует от вас творческой инициативы в выборе и постановке натуры. Наряду с этим вы будете выполнять упражнения, способствующие приобретению определенных навыков, и проводить наблюдения, развивающие ваш глаз, вашу наблюдательность.
В делом работа над рисунком натюрморта даст вам возможность овладеть основами профессиональной грамоты.
Курсы рисования — задача первая —ЗАРИСОВКИ ПРЕДМЕТОВ В РАЗНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ
Вероятно, вам уже приходилось раньше рисовать с натуры; может быть, вы брались и за пейзаж и за изображение человека. Теперь следует привести в систему практические навыки, приобретенные вами в этой самостоятельной работе.
В первую очередь необходимо усвоить правильный порядок рисования с натуры: прежде всего вы уясняете себе форму предмета и его строение.
Здесь главная трудность заключается в том, что форму, неизменную по существу, мы видим по-разному в зависимости от положения предмета по отношению к нам. Только разобравшись в этих видимых изменениях, можно начать рисунок, ведя его в определенной последовательности: сперва найти на листе место для изображения предмета (компоновка рисунка), затем определить положение предмета — вертикальное или наклонное, потом построить его форму, найдя ее пропорции. В том случае если вы рисуете небольшой предмет, поставленный на столе, вы должны сидеть примерно на расстоянии одного метра от него.
Если у вас нет необходимых навыков, советуем ознакомиться со статьей по перспективе, а также выполнить зарисовки с натуры ряда простых предметов в разных положениях — но в случае возникновения трудностей Вы всегда можете обратится на курсы рисования и живописи за помощью.
Особенной законченности от этих рисунков не требуется, так как ваша главная задача состоит в правильной передаче строения предмета и его положения в пространстве (то есть в его постановке на горизонтальной поверхности).
Примерный перечень желательных рисунков читайте в следующих статьях по курсам живописи данного раздела или по этой ссылке .