Строим объемное тело.
При их рисовании важно понять основы строения каждого тела и правильно определить пропорции модели. Делая первоначальную разметку, надо наносить легкими штрихами не только те границы формы, которые видны рисующему, но и не видимые с точки зрения рисующего. Так например на курсах живописи и рисования, рисуя кувшин, надо наметить его донышко целиком, а рисуя коробку — сверить с натурой направления всех ребер. Предметы намечают так, как если бы они были прозрачными. Важно представлять себе размещение в пространстве ограничивающих предмет ребер, углов и поверхностей.
Курсы рисования обычно рисуя ту или иную границу формы, надо думать не только о том, правее или левее, выше или ниже она расположена, но и ясно понять, насколько ближе или дальше она расположена по отношению к другим. Затем надо изучить распределение светотени. Тени, лежащие на противоположных свету поверхностях, называют собственными тенями предмета, а тени, ложащиеся от предмета, называют падающими. Здесь же только отметим, что они помогают зрительно выявлять объемную форму предметов. Более непосредственно выявляют объем собственные тени. Замыкающие форму предметов прямые поверхности у куба или у ящика, кривые у цилиндра, ведра, мяча, шара при одном и том же источнике света различны по освещенности. Поверхности, на которые лучи света падают перпендикулярно, освещены сильнее и имеют, следовательно, самую светлую тональность; менее светлые — те, которые отражают скользящие лучи, падающие на них под различными углами. Поверхности же,’ не получающие света, остаются темными. Таким образом, в основном рисовальщик имеет дело с тремя тональными категориями: свет, полутон и тень. Куб освещен так, что три его видимые нами с данной точки зрения поверхности находятся под различными углами к источнику освещения.
Верхняя поверхность самая светлая; поверхность боковая под скользящим светом освещена меньше; третья сторона куба, не получающая света, является самой темной. Правильное перспективное построение куба, закономерное размещение света и тени на поверхностях, ограничивающих его, дают возможность передать на рисунке его форму и характер освещения. Теперь рассмотрим, как располагаются тени на формах, определяемых кривыми поверхностями. Возьмем для примера цилиндр и шар на этом же рисунке. Здесь свет и тень имеют не резкие, как у куба, а постепенные переходы. На курсах рисования и живописи наблюдая расположение света и тени по поверхности цилиндра и шара, мы замечаем, что между наибольшей тенью и светом имеется постепенное усиление полутона. Затемненная часть цилиндра или шара ближе к краю несколько высветляется светом, отраженным от находящихся позади освещенных поверхностей, — рефлексом, в светлой же части наблюдается на глянцевитых поверхностях блик — отраженный источник света. Таким образом, необходимо передать в рисунке наблюдаемые в натуре постепенные переходы от блика и освещенной поверхности к полутону, а затем к тени и рефлексу.
Полутон принадлежит свету, рефлекс — тени, а потому рефлекс всегда темнее полутона. Их светосилу нельзя путать, иначе разрушится цельность рисунка. Свет, тень, полутон, о которых мы уже говорили, имеют свои различные оттенки. Они в зависимости от условий могут быть или темнее или светлее. Например, с удалением поверхности от источника света свет и тень теряют свою интенсивность, а следовательно, и контрастность. Наоборот, при приближении к источнику света они вновь приобретают свою силу и резкую контрастность. На рис. 12 можно видеть, что освещенный шар на первом плане светлее кувшина на втором. Глубокая тень и резкость трактовки предметов на первом плане выдвигают их вперед. Следует предостеречь начинающих рисовальщиков от злоупотребления сильными контрастами, от попыток передать свет и тень в их реальную силу. Зачерненная карандашом поверхность всегда значительно светлее, чем глубокая тень в натуре, а освещенная белая бумага (самое светлое, чем располагает рисовальщик) всегда значительно темнее, чем яркий блик в натуре. Поэтому надо стараться передать не абсолютную силу светотени, а только отношения между ними, наметив тональные соразмерности от самого темного до самого светлого места в рисунке. Тон зависит от количества света, отражаемого поверхностью, отграничивающей объемный предмет. Большая и меньшая степень силы света зависит от угла падения света на поверхность, от степени удаленности источника света от поверхности, от цвета освещаемой поверхности. Это нужно постоянно и твердо помнить и в процессе. рисования все время анализировать форму, задумываясь над тем, сколько света отражает каждая поверхность сравнительно с другой и почему это происходит. Именно поэтому так полезно вначале рисовать гипсовые модели, когда перед рисующим не стоит задача передать разную окрашенность предметов. Правильно определить световые отношения поверхностей в натуре и суметь отразить их в рисунке — это значит „выдержать“ рисунок в тоне.