Советы по рисованию головы на курсах рисования. Первоначальное обобщение рисунка головы.
Прежде чем приступить к выполнению рисунка прийдя на курсы рисования, необходимо хорошо рассмотреть натуру со всех сторон, определить особенности ее формы, отметить наклон и поворот.Надо выбрать точку зрения на натуру и определить величину рисунка (обычно немного меньше натуры) и в дальнейшей работе стараться не выходить из намеченного размера.
Переходя к работе над рисунком, следует позаботиться о его расположении на листе. Обычно на классических уроках живописи голову размещают на плоскости листа по-разному, в зависимости от ее наклона и поворота. Это первоначальное размещение дисциплинирует внимание рисующего и является моментом композиционным.
Обобщенная форма головы намечается на листе с расчетом, чтобы она была несколько выше середины листа. В противном случае рисунок будет казаться сдвинутым вниз, так как нижняя часть лица по количеству деталей и их выразительности значительно превышает лобную часть. Имеет также значение то, что книзу от головы размещается торс, тогда как сверху голова отграничена ничего не выражающим пространством.
Профильное изображение головы надо располагать на листе так, чтобы перед ее лицевой частью было больше свободного пространства, чем за затылочной. Иначе лицо будет казаться словно бы „уткнувшимся“ в обрез листа. Данное явление можно объяснить тем, что лицевая часть гораздо выразительнее, чем затылочная.
В отличие от гипсовой модели живая натура не сохраняет одного положения. Она разнообразна в своих движениях: может находиться в прямом положении, быть закинутой назад, наклоненной вперед, повернутой вправо, влево, склоненной то на правое, то на левое плечо.
Что намечать в начале на курсе рисования
Движения головы и шеи должны быть намечены в самом начале работы при помощи разметки вспомогательных линий. Симметрия парных форм головы (лобных бугров, надбровных дуг, глазничных впадин, скул и т. п.) позволяет провести мысленно между ними серединную или профильную линию. Проходя между лобными буграми, надбровными дугами, глазами, через середину губ, подбородка и основания носа, она определяет степень поворота головы и помогает строить вышеупомянутые формы, не сбивая их в стороны. При изображении головы в фас эта линия будет изображена как прямая. При повороте головы вправо или влево линия примет более или менее выгнутый характер, разделив голову на две неравные части и определив таким образом степень ее поворота.
Вторая поперечная вспомогательная линия, проведенная по середине глазничных впадин по направлению к ушным отверстиям, разделит голову на две приблизительно равные части. Характер этой линии на рисунке зависит от степени ракурса или наклона головы. На рисунке можно видеть, как при запрокинутой голове сокращаются ее верхние формы за счет нижних; при опущенной голове наблюдается обратное явление. Сообразно с положением поперечной линии намечают параллельные ей линии, определяющие положение лобных бугров, надбровных дуг, скул, основания носа, нижнего края подбородка. Необходимо одновременно обращать внимание на взаимные соотношения размеров намеченных частей, сравнивая их друг с другом и со всей головой.
Одинаковые по величине парные формы благодаря перспективным сокращениям воспринимаются нами как неравные. Поэтому при трех четвертном повороте необходимо особенно внимательно сравнивать сокращающиеся и развертывающиеся поверхности.
Вспомогательные линии, перекрещиваясь в точке на переносье, образуют так называемую крестовину (рис. 17). Крестовина, правильно намеченная в начале работы, определяет положение головы в пространстве и является основой для дальнейшего построения формы.
Намечая форму головы, нужно с самого начала определить ее общий характер: широкая она или вытянутая, яйцевидная или шарообразная. Установив поворот и пропорции головы, постепенно переходят к определению больших поверхностей ее объема.
Взглянув на голову, художник видит одновременно множество деталей. Следует привести этот сложный объем к обобщенной, но характерной форме. Объемное рисование, подобно работе скульптора, не может начинаться с разработки деталей. Как и скульптор, рисовальщик должен идти от общих решений.
Рисующий голову должен прежде всего обратить внимание на ее строение, на сочетания поверхностей, ограничивающих ее объем (отсюда выражение „строить» голову в рисунке).
Для первых рисунков следует выбиратъ натуру с четкими формами, подчеркнутыми соответствующим освещением.
Уточняя первоначальный объем головы, следует выявить лицевую часть и боковые поверхности, идущие к затылку. Граница лицевой части пройдет по вискам, скулам и подбородку, что и следует отметить, причем можно тоном слегка наметить затененные уходящие поверхности.
Уточнив большую форму, размечают на лицевой части нос, глаза, скуловые кости, губы и т. д. Необходимо сначала рисовать эти формы обобщенно, что позволит легче справляться с их перспективным построением. Нос строят четырьмя поверхностями: передней (спинкой носа), двумя боковыми и нижней (основанием носа). Рисуя лоб, необходимо отметить, что в нижней части он делится на пять поверхностей (фронтальную, две примыкающих к ней, а также следующие две височные, принадлежащие уже к боковым частям головы).
Принцип парности форм, характерный для строения человеческого тела, обязывает рисовальщика изображать их одновременно. Только сравнивая парные формы друг с другом, можно точно передавать их видоизменения при различных наклонах и поворотах головы. Формы глазных яблок, скул, надбровных дуг, лобных бугров — парные формы, поэтому их следует рисовать непременно вместе, одновременно. Намечая верхние края глазничных впадин на уроке рисования, надо трактовать их как единую форму. Нельзя рисовать один глаз без другого, нельзя рисовать по отдельности скулы, лобные бугры, уши.
Одновременная работа над парными формами способствует объемному восприятию натуры, перспективному построению частей и выявлению их характерных особенностей, обусловленных асимметрией лица: различное расположение бровей, век, углов рта, крыльев носа и т. д.
На обобщенны^ формах легче показать перспективное сокращение поверхности, что поможет расположению на них мелких деталей. Обобщение формы должно быть основано на внимательном изучении натуры, а не на условной схеме. Надо постоянно анализировать характер формы и руководствоваться построением анатомически обоснованных поверхностей, а не копировать светлые и темные пятна.
Резкость первоначальной трактовки смягчается по мере введения полутонов. Все время сравнивая рисунок с натурой, проверяя пропорции и тональные отношения, рисующий идет к завершению рисунка.
Отличная статья — спасибо большое , на курсах такому детальному обьяснению никогда нету места.