ВТОРОЕ УПРАЖНЕНИЕ УРОКОВ РИСОВАНИЯ —НАБЛЮДЕНИЕ НАД ВЛИЯНИЕМ ОСВЕЩЕНИЯ НА ФОРМУ ПРЕДМЕТОВ
Изображение предмета, передающее только его строение, пропорции и положение в пространстве, еще нельзя назвать в полном смысле реалистическим, так как в нем еще нет той материальности, той выразительности объемной формы, которая присуща натуре. Пока у вас намечен только как бы скелет предмета, лишенный живой плоти, в вашем рисунке еще не передано освещение, то есть светотень и цвет. Между тем объемность формы мы воспринимаем только благодаря наличию светотени. Прежде чем вы приступите к выполнению рисунков, проведите наблюдения над тем, как влияет освещение на форму предметов.
Оглянитесь вокруг себя в вашей комнате днем или если Вы пришли на курсы рисования то в мастерской. Обратите внимание на предметы, находящиеся близко к окну и далеко от него. Посмотрите, как они выглядят, если свет падает на них прямо, затем — сбоку. Понаблюдайте их вечером, когда свет лампы создает резкие контрасты светотени во всей обстановке комнаты. Все это как будто вам уже давно знакомо, но если раньше взгляд ваш скользил, ни на чем не задерживаясь, то теперь вам захочется вникнуть в наблюдаемые явления, чтобы прийти к ясным выводам.
Попробуйте дать себе определенные ответы на такие вопросы: какой вид приобретает форма предметов в зависимости от характера света (солнечный свет, ровное дневное освещение и свет от лампы), от силы света (дневной свет и ослабленный сумеречный свет), от направления лучей света и разного положения предмета по отношению к источнику света (например, в том случае, когда предмет, стоящий на подоконнике, обращен к вам своей теневой стороной и освещен или сбоку, или прямо). Если у вас не найдется ответа хотя бы на один из этих, вопросов, значит, надо провести дополнительные наблюдения или обратится на курсы живописи и рисунка. В итоге для вас должно стать ясным, какое освещение наиболее четко выявляет объемную форму и какое —смягчает, скрадывает ее. Понять это необходимо для того, чтобы уметь выбирать при постановках натюрмортов нужное вам освещение. Это возможно будет сложно сделать без помощи но мы постараемся раскрыть все проблемные вопросы в данной статье.
Уроки рисования предмета — свет и тень.
Теперь познакомимся подробнее с распределением света на поверхности предмета в зависимости от его формы. Интересно сопоставить предметы разной формы, например небольшую белую прямоугольную коробку и белую кружку или чашку, поставив их рядом и ^осветив сбоку и слегка спереди так, чтобы оба предмета были освещены одинаково. Наиболее светлой будет грань коробки, обращенная к свету, потому что лучи света падают на нее под прямым углом. Соседняя боковая грань выглядит темнее, так как на нее падает свет, отраженный от других предметов (от освещенной поверхности стола и фона). Верхняя грань коробки опять-таки будет отличаться от двух остальных.
Теперь посмотрите на кружку: благодаря равномерно закругляющейся поверхности свет как бы обтекает ее форму, создавая неуловимые переходы от наиболее освещенной части к тени. Самая густая тень переходит к свету постепенно. Этот промежуточный переход называется полутоном. В освещенной части вы можете заметить при определенном положении предмета яркое пятно, блик. Проследите постепенность Перехода от освещенной к затененной части кружки. Вдоль освещенной части, у ее края, вы .увидите полутон, а отступя от края — наиболее светлое место. Затем начнется постепенное потемнение поверхности формы. На_противоположной затененной части кружки вдоль края вы заметите посветление. Здесь форма заворачивает, уходя вглубь, и на нее попадает отсвет от фона и от стола, так называемый рефлекс. Рефлекс выглядит темнее, чем освещенная часть формы.Проведите внимательно эти наблюдения, необходимые для последующей работы на уроках живописи и курсах рисования.
Только передав в рисунке последовательность расположения тени и света, мы сможем передать и объемную форму предмета. Но в рисунке будет не хватать еще очень существенного качества натуры, а именно — цвета. Ведь мы видим предметы самой различной окраски — то темной, то светлой и т. п. Различия цветов по светлоте могут быть переданы в карандашном рисунке тоном разной силы: мы можем показать, например, тоном разницу в светлоте окраски очищенной и неочищенной картошки, моркови и свеклы, зеленого яблока и темно-красного и т. д. Разницу в силе между двумя или несколькими тонами принято называть тональным отношением.
Тоном передается не только объемная форма и сила цвета предмета, но и разное его положение в пространстве, его близость к нам или, наоборот, удаленность от нас. Предметы, находящиеся близко к нам, отличаются от удаленных своим насыщенным тоном. Если эта разница в тоне между удаленными и приближенными предметами передана, в рисунке получится глубина пространства, которую мы ощущаем в натуре.Рисунок, передающий объемную форму предмета в определенном освещении и пространстве, называется тональным рисунком.