КЬЯРОСКУРО: МАКСИМАЛЬНЫЙ КОНТРАСТ МЕЖДУ СВЕТОМ И ТЕНЬЮ
Оглавление
Работая в технике кьяроскуро, художник пытается изобразить натуру с помощью максимально выраженного тонального контраста между областями света и тени. Реалистичная передача объема таким способом требует пристального изучения свойств освещения и овладения передачей градаций серого.
Основной тональный контраст приходится на границу самой освещенной области, как бы обхватывая ее, и тем самым подчеркивая, создавая иллюзию объема.
Тона и кьяроскуро
Кьяроскуро – тональная система, которая влияет на все элементы изображения. Все тона будут организовываться в зависимости от того, каковы отношения между натурой и источником света.
Чем меньше света попадает на определенные зоны натюрморта, тем темнее они будут. Это помогает достичь большего контраста в местах с меньшей освещенностью. Кьяроскуро требует полного анализа натуры и ее освещения, поскольку поверхности предметов, составляющих композицию, нельзя отделить от света.
Эти академические рисунки сферы четко показывают разницу между фигурой, нарисованной в обычной технике академического рисунка (А), и в технике кьяроскуро (В). На первом вы можете видеть более мягкие тональные переходы, в то время как второе изображение отличается резким контрастом освещенных и теневых зон.
Спектр тонов, который получается с помощью угля, идеален для работы в кьяроскуро. Вы должны иметь в виду, что насыщенность тона контролируется с помощью степени нажатия на уголь, но также зависит от плотности покрытия листа.
Освещение в кьяроскуро
Тона на натуре определяются в зависимости от фона, а также интенсивности и направления источника освещения. Важно понимать, что, вне зависимости от конкретной натуры, ее освещение никогда не будет равномерным – свет, падая на ближайшую к нему поверхность, отражается и рассеивается, создавая разные тональные зоны. Боковое электрическое освещение целенаправленно и создает четко очерченные густые тени; когда свет рассеянный – от природного источника света или как отраженный электрический, в случае чего тени не имеют конкретных резких границ.
Палочка прессованного угля идеальна для кьяроскуро: она позволяет конкретнее очертить предметы и тени и добиться более контрастных черных оттенков, чем обычный уголь.
Наиболее освещенные области
Наиболее ярко освещенные зоны, а также, конечно, блики, должны быть свободны от угля, сангины или мела. Ошибки могут быть подправлены с помощью ластика.
Наиболее темные области
Существует специальный подход к наиболее глубоким теням, соответствующим самым темным тонам градиента: после того, как вы заложите эту зону, больше не трогайте ее – она будет образцом для работы в остальных областях. Это позволит избежать затирания бумаги, которое может помешать достижению более глубоких тонов.
Углы чистого ластика могут быть использованы для проработки деталей.
Эффект кьяроскуро характеризуется резким контрастом между светом и тенью, что позволяет выявить объем модели и придать академическому рисунку драматизм.
Чтобы научиться работать со светотенью, направьте интенсивный свет прямо на натуру. Это поможет создать четко очерченные области света и тени, которые вы легче сможете передать на листе.
Больше про курс рисунка карандашом тут:
Текстура бумаги в академическом рисунке
Курсы академического рисунка — как правильно строить объекты в перспективе.
Обучение академическому рисунку — теория света, полутона и тени
Правила линейной перспективы и их применение на курсах рисунка карандашом
Курс рисунка карандашом эллипса и круга — как рисовать подобные фигуры?
Практическое занятие по наброскам фигуры на курсах рисунка карандашом
Описание академического рисунка губ человека с примерами набросков — программа для среднего и высшего уровня подготовки.
Курсы рисунка кистей рук карандашом.
Рисунок фигуры человека карандашом
Как рисовать углем, графитовым карандашом?
Уголь, материал для академического рисунка
Как научиться рисовать цветными карандашами мы покажем тут
Обучение профессиональному штриху на курсе рисунка карандашом для взрослых