Техники работы с тоном
Оглавление
Умение сочетать линию и тон расширяет диапазон творческих возможностей рисовальщика. Изучение света и тени позволяет приблизиться к лучшему пониманию того, что делает изображение реалистичным.
Изучение и проработка тональных отношений подразумевают под собой наблюдение за тем, как различаются тона и оттенки на натуре, как соотносятся между собой, какие части натуры и соответственно изображения светлее, а какие – темнее.
Чтобы передать игру светотени на натуре, надо выработать систему градаций тона, от светлого к темному, которые придадут рисунку ощущение вещественности, глубины и объема. Делая набросок, даже линейный, с натуры, важно думать о ней как о наборе пятен, отличающихся друг от друга в зависимости от освещенности определенных областей.
Хороший тональный рисунок не может держаться на одном лишь резком контрасте между светом и глубокими тенями. Вместо этого, нужно добиться постепенной растяжки тона, с плавными переходами между ними.
ЗАТЕНЕНИЕ
Затенение – подход, при котором вы более или менее равномерно покрываете рисунок или его область тоном. Применение разных способов затенения требует практики, поскольку является одним из фундаментальных способов моделирования форм и объемов объектов.
Свет и натура
Глядя на натуру, вы должны приучиться подмечать определенные вещи. При достаточном освещении, все элементы композиции могут быть сгруппированы в пятна, в зависимости от того, как они освещены. Цвета и формы отдельных предметов не играют роли.
Чтобы изучить направление падения света, определите самые темные и самые светлые зоны, точки максимальной освещенности. Следующим шагом – найдите градации тонов между этими двумя крайностями. Средние тона находятся по принципу того, что один объект темнее или светлее другого, то есть это всегда отношения в сравнении.
Если ваша натура освещена искусственным источником света, понаблюдайте за углом и направлением его падения и определите, какие зоны наиболее и наименее освещены.
После линейного рисунка, проработка теней – важнейший инструмент в создании иллюзии объема.
Система тональных отношений
Прорабатывая более и менее освещенные зоны, вы устанавливаете систему тональных отношений в вашем рисунке. Это поможет вам понять и распределить тона. Определение темных зон дает возможность наметить формы отдельных объектов: они начинают проявляться, когда вы закладываете самые резкие тени. Они и будут соответствовать самому глубокому тону.
Работая плоской стороной палочки угля, вы можете быстро заложить первое тональное пятно.
Только проработанные тональные отношения придают рисунку живописность и завершенность. Контраст между светом и тенью создает иллюзию объема и глубины. Чтобы добиться этого, необходимо научиться работать с тональным градиентом.
Не забывайте, что самые темные тона будут находиться в тенях на переднем плане. Чем дальше к горизонту, тем они будут более мягкими и воздушными.
Растушевка карандашом
Есть два способа затенения с помощью карандаша. Первый – используя мягкий карандаш, набрать нужный тон с помощью вариаций давления. Самые распространенные способы работы – с помощью вертикальных движений, перпендикулярных нижнему краю листа, и с помощью диагональных.
Диагональные движения даются руке легче всего, поэтому такое затенение наиболее популярно в рисунке. Другой способ – используя более твердый карандаш, накладывать друг на друга постепенно затемняющиеся слои.
Для любого такого затенения, чтобы добиться равномерного покрытия и гладкой текстуры, важно нажимать на карандаш с одинаковой силой и двигаться с одинаковой скоростью.
Уголь и мел
Наиболее популярный подход к работе углем и мелом – проводить по листу палочкой, приложенной к листу горизонтально, его боковой стороной, что позволяет добиться широкого и насыщенного пятна, сквозь которое будет просвечивать бумага.
Глубина тона будет зависеть от силы вашего давления. Вы можете покрывать зону до тех пор, пока текстура бумаги не пропадет под слоем пигмента. Можно смягчить тон, размазывая его – так же, как если бы вы работали с графитом. Мягкое затенение с едва ощутимым прикосновением материала к листу позволит создавать плавный и мягкий тональный градиент.
Сверху простейшие примеры затенения с использованием графитового карандаша, угля и мела на гладкой бумаге:
(А) равномерное затенение боковой поверхностью палочки сангины, (В) классическое затенение притупленным графитным карандашом или палочкой, (С) равномерное затенение боковой поверхностью прямоугольной графитовой палочки, (D) затенение сангинным карандашом, (E) затенение масляным карандашом, (F) текстурированное затенение, сделанное с помощью палочки угля, (G) равномерное затенение при использовании боковой поверхности палочки угля.
Тональные упражнения
Выберите какой-нибудь простой объект или натуру и постарайтесь решить ее с помощью разных техник затенения. Для начала примените его, чтобы создать разные формы. После этого – обязательно работая лишь одним цветом – попытайтесь с помощью блоков разных тонов (от трех до пяти градаций будет достаточно) передать формы объектов, вне зависимости от того, различимы ли тона на натуре.
Упростив натуру до трех-пяти тонов, попытайтесь взглянуть на тональные зоны как на некие абстрактные пятна, и оставьте некоторые зоны неопределенными, чтобы взгляд мог сам дополнить их.
Не забывайте, что часто самые эффектные рисунки также самые лаконичные. С опытом вы сможете передавать и прорабатывать более широкий спектр тонов, который, примененный к натуре, позволит вам передавать более интересную игру светотени. Овладение техниками затенения также позволит вам создавать более объемные рисунки.
Внизу представлены примеры самых распространенных техник затенения: (А) классическое затенение с опорой на штриховку, (В) сплошное затенение скошенной графитной палочкой, (С) затенение с помощью протягивания по листу горизонтально расположенной палочки угля и (D) растушевка с помощью угля.
Самый быстрый способ затенения без особых тональных вариаций – обычная штриховка.
Чтобы передать разнообразие тонов, рекомендуется делать однородные заливки тоном. Если нужно, в одной работе вы можете использовать разные техники затенения.
Затенение: пятна, тона и штриховка
Система тональных отношений в рисунке может быть установлена благодаря свету и тени на натуре. Мы приписываем определенный тон каждой области и соотносим ее с тем, как много света на нее попадает.
Начните закладывать тени без отчетливых линий и штрихов.
Для начала стоит пройтись в теневых зонах боковой поверхностью угля, графита или мела. Когда вы попрактикуйтесь некоторое время, вы сможете лучше ориентироваться выстраивании тональных отношений в рисунке. После этого будет легче перейти к штриховке.
Затенение отдельными штрихами – прием, который может быть особенно полезен при работе на пленэре, когда вам нужно нарисовать скетч с натуры. Не забывайте следить за направлением штрихов, это позволит вам более точно и выразительно передать ваш объект.
Закладывание пятна, в котором практически нет градиента – это первый и самый простой шаг в работе с тенью. Ваша цель здесь – уменьшить количество белой бумаги.
Работа со штриховкой
Можно покрыть поверхность листа путем постоянного воспроизведения коротких линий – штриховкой. Есть множество способов делать это. Вы можете выбрать подход со штриховкой разной степени плотности, или же другой– когда штрихи накладываются друг на друга в разных направлениях. Конечный тон будет зависеть от разных факторов: расстояния между штрихами, давлении на карандаш и самого типа штриховки.
Если вы начинающий рисовальщик, попытайтесь набирать тон в тенях постепенно, медленно и аккуратно накладывая друг на друга слои пигмента. Вот четыре примера такой работы, выполненные разными материалами: (А) графит, (В) мел, (С) сангина, (D) уголь. Последнее пятно в каждом ряду демонстрирует разницу между первым – самым светлым слоем – и самым темным финальным.
Чтобы исправить что-то, вы можете выбрать тон с помощью ластика. Придерживайте бумагу, чтобы она не помялась. Работу в тонах стоит начинать с легкого тона, поскольку его легче стереть.
Поиск нужного тона
Если вы набрали более темный тон, чем считаете нужным, можно и нужно или растушевать его или слегка стереть. Поскольку частое затирание вредит поверхности бумаге, рекомендуется накладывать слои пигменты мягче, чем вам могло бы казаться нужным, поскольку гораздо легче будет добиться нужной глубины тона, накладывая несколько слоев пигмента, а не стирая излишек.
Равномерное затенение
Уголь и другие мягкие материалы могут быть легко использованы для того, чтобы покрыть лист равномерно, без линий или штрихов. Возьмите палочку угля, мела или сангины и рисуйте, держа его боковой поверхностью к листу, ровными движениями создавая сплошной тон.
Такой метод позволяет добиться более атмосферного затенения, а также хорошо сохраняет текстуру бумаги, давая возможность избежать резких линий и контуров.
Равномерное затенение – без видимых штрихов – производится мягким втиранием пигмента в лист. Часто это позволяет добиться очень качественного затенения и тонального градиента.
Больше о рисунке карандашом тут:
Курсы академического рисунка — как правильно строить объекты в перспективе.
Обучение академическому рисунку — теория света, полутона и тени
Правила линейной перспективы и их применение на курсах рисунка карандашом
Курс рисунка карандашом эллипса и круга — как рисовать подобные фигуры?
Практическое занятие по наброскам фигуры на курсах рисунка карандашом
Описание академического рисунка губ человека с примерами набросков — программа для среднего и высшего уровня подготовки.
Курсы рисунка кистей рук карандашом.
Рисунок фигуры человека карандашом
Как рисовать углем, графитовым карандашом?
Уголь, материал для академического рисунка
Как научиться рисовать цветными карандашами мы покажем тут
Обучение профессиональному штриху на курсе рисунка карандашом для взрослых