Тональный градиент — это плавная растяжка между темными и светлыми областями в академическом рисунке. Все тона от темного к светлому (или наоборот) переходят друг в друга постепенно. Важно задействовать весь тональный диапазон и избегать резких перепадов там, где это не обусловлено задумкой.
Как добиться градиента в академическом рисунке
Оглавление
Самый простой способ добиться тонального градиента в рисунке карандашом: приложите к бумаге карандаш боковой стороной и, двигая им из стороны в сторону, зигзагами, постепенно ослабляйте нажим.
Таким образом вы добьетесь перехода от самого темного вначале к светлому — интенсивность будет зависеть от твердости вашего карандаша или уголька.
Помимо усиления или облегчения нажима, при затенении используется наложение слоев штрихов. Если вы начинающий, возможно, вам будет легче поначалу обойтись без штриховки и сосредоточиться на работе тупым карандашом или его боковой поверхностью.
Работа боковой поверхностью материалов для академического рисунка
Когда вы рисуете с помощью угля, мела или сангиновой палочки, вы также можете добиться градиента, приложив ваш материал к листу и потянув. Градиент получится из-за усиления и ослабления вашего нажима. Такой тип затенения достаточно популярен и вы наверняка освоите его после некоторой практики.
Если вы накладываете одну тональную растяжку после другой, убедитесь, что они хорошо состыковываются — то есть, что тона на стыке совпадают друг с другом. С помощью полупрозрачного объединяющего слоя поверх чаще всего можно избежать появления резких “швов”.
Выше вы видите некоторые примеры градиентов разной длины, созданных с помощью таких материалов: (А) уголь, (В) графитовая палочка, (С) сангиновый карандаш.
Внизу — варианты градиентов, сделанных с помощью сангины и графитовой палочки. Как вы видите, градиент можно создать, если просто протянуть по листу сангиновую (D) и (E), и графитовую палочку (F).
Растушевывание тонов с помощью пальца, куска материи, ластика-клячки, палочки-растушевки или широкой кисти — распространенная техника получения плавной тональной растяжки.
Создание градиента с помощью растушевки
Вне зависимости от того, используете вы уголь, сангину или мел, вы получите качественно новый эффект, если растушуете градиент. Можно добиться очень мягких эффектов перехода, если просто подуть на него или осторожно провести кисточкой. Угольные штрихи будут очень быстро растушевываться, в то время как с мелом придется повозиться чуть больше, а сангина будет держаться крепче всего.
Атмосферный градиент в академическом рисунке
Один из самых интересных способов добиться градиента, часто используемый при работе с пейзажами — при помощи наложения слоями маленьких кружочков. Результат получается очень атмосферный. Начните с рисования и накладывания друг на друга маленьких кружочков, заполняя все большее пространство и регулируя силу давления на карандаш, чтобы добиться плавного затенения.
Атмосферное затенение можно получить, медленно вращая графитовую палочку, прижатую к листу боковой поверхностью. Этот метод отлично подходит для пейзажей с выраженной воздушной перспективой.
Если вы будете создавать градиент, работая прижатой боковой поверхностью угольной палочкой, у вас получится характерный академический рисунок с выраженными объемами.