В данном уроке рисования мы продолжаем знакомить Вас с необычайным миром искусства и ответ на вопрос композиционного центра в рисовании натюрморта. Естественно на курсах рисования данный вопрос может и раскрываться мы просто должны раскрыть эту тему в наших курсах.
ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ —НАТЮРМОРТ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДМЕТОВ
Оглавление
Первый урок по этой теме который называется рисование пространства и формы Вы сможете найти по этой ссылке, а второй онлайн урок рисования на тему рисования предметов в разных условиях тут.
Время урока 6—8 часов
В предыдущих заданиях мы уже отчасти касались вопроса композиции натюрморта. Под композицией мы понимаем определенный план, порядок расстановки предметов, входящих в натюрморт.
Решение композиции начинается с замысла.
В самом начале занятий вы пробовали находить натюрморты в быту, вам приходилось лишь осмотреться вокруг себя и найти более или менее подходящую группу вещей. Можно ли и теперь следовать такому же методу, или он уже не вполне отвечает новым задачам? Для ответа на этот вопрос нужно выяснить, в чем заключается смысл рисунка натюрморта, какова его цель. Несомненно одно — он должен правдиво отразить какой-то небольшой кусочек человеческого быта. Но как понимать эту правду? Достаточно ли совершенно точно передать то, что вы видите в жизни, или же нужно внести какие-то изменения и чем при этом руководствоваться на уроках рисования натюрморта?
В быту предметы группируются сообразно с их назначением. В их расстановке принимается в расчет главным образом удобство их использования. Подбор предметов в большинстве случаев определяется жизненной необходимостью.
Тем не менее когда учитель курсов рисования объединяет предметы в группу, он — она имеет в виду создание произведения искусства. Из множества предметов он выбирает только те, которые отвечают его творческому замыслу. Поскольку у нас онлайн урок рисования и мы не можем попросить профессионального художника из курсов поставить вам натюрморт, возмем предметы для вашего натюрморта среди окружающих вас предметов быта. Подбирая их, учитывайте не только их назначение, но также и внешние качества (размеры, форму, цвет). Вы видите, как умело подбирают предметы авторы рассмотренных картин. Например, голландский художник XVII века Абрахам ван Бейерен взял посуду, контрастную как по форме, так и по материалу: толстый крупный жбан и узкий стройный стеклянный сосуд. Им противопоставлена плоская металлическая тарелка; остальные мелкие предметы дополняют разнообразие, форм и материалов натюрморта. Смятая в складки салфетка подчеркивает твердость и конструктивность всех остальных предметов и стола. Белый цвет ее тоже играет определенную роль, выделяя более темные формы металлической тарелки и картофелин и создавая светлотный контраст со всем натюрмортом и стеной.
Подобрав предметы и приступив к их расстановке, вы найдете, может быть, что некоторые из них лишние, а кое-чего еще не хватает.
Принявшись за композицию натюрморта, подумайте о том, чтобы она производила впечатление естественности и вместе с тем чтобы натюрморт смотрелся как единое целое, а не как случайное собрание отдельных вещей. Для этого на наших уроках рисования мы подобрали для Вас как пример классиков натюрморта
В создании этого единства очень помогает выделение какой-либо части натюрморта как главной, вокруг которой группируются остальные предметы. Эту часть можно назвать композиционным центром. У Шардена в натюрморте „Атрибуты искусств“ таким центральным предметом является белая скульптура Меркурия; это наиболее интересная и сложная форма среди остальных предметов названного натюрморта. Кроме того, играет роль и ее белый цвет. У Ван Бейерена в „Завтраке“ главную роль играет жбан в сочетании со стеклянным сосудом. В другом натюрморте Шардена композиционным центром являются яйца в миске и темная бутыль. То же мы видим и в его натюрморте „Вишни и смородина“, где сопоставляются темная бутыль и белая читка. Центральная часть натюрморта прежде всего привлекает внимание зрителя, так как она выделяется или цветом, или размерами, или интересной формой. Заметьте, что в натюрмортах Шардена композиционный центр помещается несколько отступя от переднего плана, который как бы создает подход к нему.
Посмотрим теперь, как размещаются остальные предметы. Прежде всего мы ощущаем их композиционную связь друг с другом. Если устранить хоть один из них, то потерпит ущерб вся группа. Каждый предмет нужен именно на своем месте.
Эта крепкая связь, спаивающая все части натюрморта в неразрывное целое, создается разными приемами: частичным загораживанием одного предмета другим тем или иным поворотом (см. крышку слева на натюрморте „Вишни и смородина“; ее наклон направлен к бутыли, благодаря чему крышка объединяется с бутылью в одну большую форму), приданным предмету направлением в пространстве (см. рулон бумаги в „Атрибутах искусств“, там же рейсфедер, которые соединяют передний край стола со скульптурой; на другом натюрморте, с кастрюлей — стебли лука, связывающие миску с яйцами и кастрюльку). Наконец, имеет существенное значение распределение предметов на поверхности стола на разной глубине. Наш взгляд, переходя от предмета к предмету с определенной расстановкой предметов последовательности, связывает их друг с другом. Не волнуйтесь, у Вас все получится, курсы рисования конечно проще в плане постановки так как Вам вообще ничего не нужно делать, однако поставив натюрморт самостоятельно с помощью наших уроков рисования Вы в дальнейшем сможете тернировать себя без курсов и не тратить время на простейшие операции.
Организация пространства в натюрморте
Существенное значение при составлении натюрморта имеет организация пространства, то есть создающая впечатление глубины расстановка предметов. В разных случаях эта задача решается по-разному. В натюрморте „Атрибуты искусств“ создана небольшая глубина: передний край стола резко выдается вперед, уход в глубину поверхности стола подчеркнут положением рейсфедера, листов бумаги и рулона. Все эти предметы направляют наш взгляд к плоскости замыкающего натюрморт фона. Скульптура выдвигается вперед благодаря освещению и белому цвету. Книги справа и слева отодвинуты на второй план, их уход в глубину достигается не только их местоположением, но также и благодаря их темному цвету.
В натюрморте „Вишни и смородина“ Шарден решает композицию иначе: он показывает как бы немного сверху большую поверхность стола, на котором раскладывает и расставляет предметы, соблюдая большие промежутки между ними. Наш взгляд двигается вглубь, переходя от ближайших групп предметов к следующим. Темный фон по контрасту с освещенной центральной частью натюрморта усиливает впечатление глубины.
Вы видите, что пространство можно решать в натюрморте разными способами.
Обычно постановка на уроках рисования замыкается фоном. Его роль состоит в том, чтобы отграничить натюрморт от окружающей обстановки, благодаря чему внимание зрителя сосредоточивается на данной группе предметов. На рассмотренных натюрмортах мы видим гладкую стену, но часто для фона пользуются тканью, задрапированной в складки.
Освещение в композиции натюрморта на курсах рисования
Надо упомянуть еще о большом значении освещения в композиции натюрморта. Оно служит для смягчения одних форм и выделения других, как это мы видим, например, в натюрморте „Вишни и смородина“.
Оно может быть рассеянным и контрастным, боковым, передним, верхним и т. д.
Разные условия освещения вносят в постановку натюрморта то или иное настроение, например натюрморт „Атрибуты искусств“ благодаря своему ровному рассеянному освещению производит на нас впечатление спокойствия, которое отвечает и общей композиции группы.
В противоположность Шардену многие голландские художники пользуются резкими контрастами светотени, насыщающими их натюрморты динамикой.
Теперь, ознакомившись ближе с задачами композиции натюрморта, подумайте о самостоятельной постановке. Не увлекайтесь большим количеством предметов. Выполнение рисунка посредством нашего урока рисования займет у вас три-четыре сеанса, поэтому распределите работу на этот срок. Поставив натюрморт, начните с предварительных небольших набросков, меняя свою точку зрения, чтобы решить, откуда композиция постановки выглядит наиболее цельной. В этих набросках советуем намечать основные тени, чтобы определить, какое освещение будет наиболее удачным для выявления формы; попутно ищите формат рисунка, который находится в прямой зависимости от принятой вами точки зрения.
Весь процесс работы вам уже хорошо известен по второму заданию, поэтому говорить о нем не станем. Остановимся только на одном моменте — на передаче пространственных отношений, то есть на передаче тональной разницы между близкими и удаленными частями натюрморта. Хотя вы будете иметь дело с очень небольшим пространством так как Вы будете рисовать дома, а не на уроках живописи, все же разница в тоне между предметами, стоящими ближе к вам и дальше от вас, достаточно заметна: вы можете ее почувствовать особенно ясно, если поставите на разных расстояниях от себя предметы одинаковой светлоты (одинаково светлые или одинаково темные).
В заключении должны добавить что цикл под названием «Уроки рисования формы и предметов онлайн» будет состоять из еще одной статьи об сложном освещении натюрморта на курсах живописи где вы сможете почерпнуть исчерпывающую информацию об освещении постановки в домашних условиях.