Данная статья ответит на вопрос как передать тональный масштаб в рисунке.
Оглавление
Следует разъяснить вам один важный принцип тонального рисунка. Тональная гамма рисунка заключена в пределах между цветом бумаги и самым насыщенным цветом карандаша. В натуре она значительно богаче. Поэтому, когда Вы пришли на уроки рисования и начали работать над рисунком, не стремитесь передавать с полной точностью всю силу видимых в натуре света и тени и все богатство их переходов, а старайтесь правильно выдержать их тональные отношения. В связи с этим мы рекомендовали начинать рисунок с определения самого темного и самого светлого мест натуры и затем уже находить остальные тона, основываясь на установленных вами крайних пределах.
Отсюда следует, что, если на курсах живописи Вы перетемните какое-либо место на рисунке, вам нечем будет потом взять в нужную силу более глубокую тень. Все тональные отношения рисунка окажутся нарушенными.
Общая тональность (светлота) рисунка зависит от тона данного карандаша: грифельный карандаш светлее по тону, чем уголь или угольный (тушевальный) карандаш. Поэтому и рисунки, в зависимости от материала, которым они выполнены, получаются разными по общему тону.
Как научиться рисовать фактуру на уроках рисования?
Работа над натюрмортом, которую мы подробно описалив предыдущей статье курсы рисования натюрморта, должна быть продолжена рядом рисунков с небольших постановок из двух-трех предметов. Испытайте свои силы в самостоятельном составлении натюрмортов, находя для каждого из них предметы разной формы, размеров и цвета.
Основная задача и в этих рисунках останется неизменной. На всякий случай мы дадим вам указания, касающиеся передачи материала предметов и характера их поверхности, которая бывает гладкой и шероховатой, матовой и блестящей, ровной и неровной и т. д.
Предупреждаем, что основное внимание на уроках рисования предметов, должно быть направлено на выявление формы предмета; это нужно твердо помнить, поэтому и передачу фактуры (характера поверхности) предмета следует подчинить задачам выявления объемной формы. Разъясним это на разных примерах.
Посуда бывает металлическая, фарфоровая, глиняная, стеклянная и т. д. Для передачи всех этих материалов в рисунке не требуется никаких особых приемов, достаточно проследить все полутона, тени, рефлексы, блики (если они есть).
В стеклянной посуде наблюдается сложная игра отражений, просвечиваний, блеска и т. д. Если вы найдете форму и тональные отношения всех этих пятен светотени, то создадите впечатление стекла. При этом, однако, нельзя упускать из виду общей формы сосуда, которая выявляется также светом и тенью.
Характер ткани (полотенце, салфетка, драпировка) выражается в формах складок, то более определенных, четких, то мягких, то крупных, то мелких. Опять-таки и в данном случае не имеется особого приема для передачи фактуры ткани, все дело заключается в тональной разработке формы складок.
Если, на уроках рисования, вам придется рисовать предмет, имеющий пористую поверхность, например кусок хлеба или булки, то прежде всего надо разобраться в характере формы этого куска, а затем уже перейти к поверхности среза, на которой следует передать основные неровности — впадины и возвышения (то есть проследить опять-таки форму поверхности) и кое-где наметить особенно заметные поры. На первых порах мы советуем вам не увлекаться разнообразием фактур и подбирать предметы для постановок наиболее простой и ясной конструкции.
Как на уроке рисования передать фактуру в рисунке?
Чтобы передать в рисунке фактуру поверхности предмета, следует разнообразить технику тушевки. Карандаш — очень гибкий инструмент, он допускает различные приемы: если рисовать острием — получатся тонкие линии, если придать карандашу сильный наклон и проводить по бумаге не острием, а ребром графита — он дает ши-рокий мягкий штрих. Густо положенные параллельные штрихи дают тоновое пятно. Изменяя нажим карандаша, направление штрихов, их размеры (то длинные, то корот-кие), рисуя ребрам графита или его острием, можно передать самую разнообразную фактуру.
Подведем некоторые итоги проведенной работы.
1. Наш урок рисования Вас научил принимать во внимание различие размеров предметов , формы, цвета, а подчас и материала, так как это помогало создать интересную группу.
2. Выбрав предметы, вы решали вопрос о композиции натюрморта, а затем о компоновке рисунка.
3. Передавая объемную форму предметов тоном, вы учитывали их разницу выцвете; вы ознакомились с определенными правилами передачи темной и светлой окраски предметов.
4. Вы узнали о тональном масштабе в рисунке, то есть о том, что средствами рисунка можно передать не абсолютную силу света и тени натуры, а лишь правильные отношения между ними.
5. На данном уроке рисунка вы ознакомились с методом передачи фактуры предметов.
6. Следует еще напомнить о том, что рисунок выполнялся вами в определенной последовательности — от общего к частному.
Должны напомнить что cрок выполнения каждого рисунка 5—6 часов.