В раннем детстве каждый человек любит рисовать. Маминой помадой по шифоньеру, зубной пастой по всей квартире, маркером по папиным документам.
Умилительные каляки-маляки получаются сами, мир прекрасен и открыт для творчества, и никакие уроки рисования не нужны, чтобы изобразить любимую собаку с тремя лапами и двумя хвостами.
С возрастом все умнеют и понимают, что рисовать они не могут и не будут. Хорошо, если родители вовремя заметили пробивающийся талант и отдали ребенка в художественную школу. Все, кому повезло меньше, с грустью оставляют надежду когда-нибудь создать потрясающий пейзаж, натюрморт или автопортрет, достойные залов Лувра или Эрмитажа.
Страх белого листа знаком многим, и даже именитые художники могут часами стоять перед мольбертом, не в силах сделать первый взмах кистью. Боязнь испорченности работы знакома как новичкам, которые только берут первые уроки рисования, так и людям, достигшим первого призвания.
Преодолеть этот страх можно только работой – как и любой другой страх, он боится конкретных действий.
Чаще всего страх белого листа зарождается, когда в уме создан образ картины, четкий и завершенный. И когда приходит время перевести все краски и линии с картинки в уме на холст, срабатывает неуверенность в достаточном уровне профессионализма. Когда некоторые из уроков рисования пройдены и есть первых успехи в овладении мастерства, а воображение уже создало эскизы, достойные творений гениев от художественного искусства.
Состояние творческого ступора может возникать в том случае, когда человек начинает учиться самостоятельно, по книгам или видеоурокам. Действительно, в наше время уроки рисования вовсе необязательно проходить в художественной школе, академии и на студиях мастеров. Многие конкретные советы по овладению навыками рисунка можно найти во всемирной паутине, также имеются книги, диски с видео, предлагающие обучение живописи. Есть и вполне приличные видеокурсы от преподавателей художественных школ и вузов, в которых уроки рисования даются в правильной последовательности. Как показывает практика, именно от грамотно выстроенной последовательности уроков и заданий для отрисовки зависит, пройдет ли курс обучения гладко и продуктивно, сумеет ли начинающий художник развить свой талант и не возникнет ли у него противоречий между развитой художественной мыслью и недостатком практических навыков для ее выразительного воплощения.
Грамотно созданный курс уроков рисования обязательно должен включать такие первоначальные сведения и навыки, как умение определить мягкость карандаша и выбирать подходящий карандаш, разбираться в разнице и сферах применения натуральных беличьих и синтетических кистей, изучение теории цвета и понимание того, что тон по своей природе первичнее цвета.
Теоретический и практический курс каждого художника-преподавателя может иметь свои особенности, но в рамках программы обучения все уроки рисования имеют схожую структуру.
Сведения о художественных материалах, их свойствах и возможностях. Понятие о композиции, идее и схеме, гармонии. Закон «трехкомпонентности».
Теория рисунка. Перенос трехмерного объекта на плоскость. Способы и средства передачи формы. Свет, тень, тон. Теория перспективы.
Рисунок в творчестве древних мастеров. Микеланджело, Дюрер, Пикассо. Античные каноны красоты. Пропорции фигуры.
Пропорции головы. Рисунок головы. Рисунок частей тела.
Колористика. Цветовые контрасты, дополнительные цвета. Ахроматичность красок. Цветовой круг. Теория цветовых отношений.
Акварельные техники. Вливание цвета, проба пятна. Итальянская и английская акварель. Рисунок сухой и мокрой кистью. Акварель и тушь, акварель и белила. Резерважи.
Копирование иллюстрации. Рисунок с натуры. Техника алла прима.
Создание полноценного натюрморта.
Приведенный список уроков рисования весьма схематичный.
Количество теоретического и практического материала зависит от цели обучения и количества времени, которое вы готовы посвятить живописи.
Согласно описанной структуре подачи материала можно заниматься и взрослым, и детям. Преподаватели, ведущие занятия в художественной студии Артакадемия, могут уделять больше внимание отдельным темам, также некоторые вопросы теории можно опустить для юных художников. Но если вы станете развивать навыки рисунка в разных техниках и совмещать их с теоретическими знаниями, страх белого листа навсегда уйдет из вашей жизни.