Подготовка к курсу рисования и живописи натюрморта.
Давайте начнем с того что предстоящие уроки рисования натюрморта описанные в этой статье потребуют от вас некоторой подготовительной работы.
Во-первых, необходимо будет ознакомиться с помещенной в приложенных информацией по цветоведению на уроках рисования, иначе многое в заданиях вам покажется непонятным.
Во-вторых — подготовить разные предметы для будущих постановок. Подробно об этом вы узнаете из следующих советов, касающихся натюрмортного фонда.
В-третьих, нужно изучить вашу палитру. О том, как это сделать, будет сказано дальше.
Уроки рисования по подготовке натюрмортного фонда.
В течение длительного времени обучения на курсах рисования (год-два) вам придется иметь дело с натюрмортами, поэтому надо организовать свою работу так, чтобы не приходилось для каждой постановки разыскивать подходящие предметы; следует позаботиться заблаговременно о создании натюрмортного фонда. Для него подходят многие вещи. Например, посуда не только годная к употреблению, но и уже отслужившая свою службу, треснувшая или надбитая, но интересная по форме и по цвету (в постановке ей можно придать такое положение, чтобы изъян был незаметен); вылинявшая ткань, утратившая первоначальную яркость окраски, может пригодиться для фонов и для подстилки под натюрморт. Можно кое-что из предметов и самому изготовить; например, очень красиво получаются простые круглые стаканы или стеклянные банки, если окрасить их внутреннюю поверхность масляной краской. Такая посуда получается гораздо приятнее по цвету, чем изделия из пластмассы. Для фона и для покрышки стола собирайте оберточную бумагу разного цвета, окрасьте сами белую бумагу гуашевыми, акварельными или жидко разведенными масляными красками. Для этого годится оборотная сторона обоев, плакатов и даже газетная бумага.
Окрашивая бумагу, не стремитесь покрывать ее ровно. Лучше, если в общем цвете будут чувствоваться разные оттенки. Еще более подойдут для натюрмортного фонда на уроках рисования и живописи, белые тряпки или марля, окрашенные специальными красками для тканей.
Большое значение в постановке натюрморта на уроках рисования имеет поверхность, на которой размещаются предметы; для нее можно использовать куски цветной клеенки без узоров, стекло или так называемый акрилат. Если стеклом покрыть цветную бумагу или клеенку, получится поверхность, в которой будет отражаться натюрморт, и вместе с тем эта поверхность будет обладать своим цветом; благодаря этому вся постановка приобретет особенную живописность.
Чем разнообразнее будет ваш натюрмортный фонд, тем больше можно будет сделать интересных постановок.
Работа с палитрой на уроках рисования
Обычно, рисуя на урока живописи и рисования, на вашей палитре имеется сравнительно небольшое количество красок, между тем как в натуре их наблюдается бесконечное множество. При надлежащем опыте художник, пользуясь своей палитрой, умеет передать их на холсте.
Для этого надо быть хорошо знакомым со свойствами каждой краски. Очень важно, увидя какой-либо цвет в натуре, знать, из каких примерно красок его можно составить, чтобы когда вы на уроке рисования и живописи вы не теряли времени на неудачные пробы. Поэтому мы советуем вам заблаговременно ознакомиться с вашей палитрой на курсах живописи (то есть с теми красками, которыми будете писать). Предпочтительно использовать для этого масляные краски (если их у вас нет, попробуйте смешивать гуашь).
Сделать это можно следующим образом.
Возьмите самые необходимые краски: желтую строциановую или кадмий (сред¬ний или светлый), охру (светлую или золотистую), сиену натуральную, краплак красный, зеленую изумрудную, ультрамарин и обязательно — белила.
Каждую из этих красок смешивайте по очереди с каждой из остальных, пробуя их брать в разной пропорции: например, взяв желтую строциановую, прибавьте к ней чуточку краплака, а затем добавляйте его еще понемногу.
Кроме этих двойных смесей испытайте смесь каждой краски с белилами. Пробы эти делайте на заранее приготовленных листах плотной бумаги, загрунтован¬ной жидким столярным клеем.
Очень тонкие оттенки цвета получаются от небольшой примеси черной краски к другим краскам, но пользоваться ею в работе на первых порах не советуем, чтобы избежать грязи в цвете.
В процессе работы над заданиями на читая наши уроки рисования вы найдете много новых, неожиданных смесей. Важно не привыкать к одним и тем же смесям, а постоянно искать новые. Сама натура многое вам подскажет и потребует от вас инициативы.
Уроки рисования по технике акварельного этюда.
Быть может, записавшись на курсы рисования вам сначала не удастся работать маслом, и вы будете писать акварелью, поэтому необходимо ознакомиться с особенностями ее техники.
Первая из них состоит в том, что акварелью работают без белил, роль которых в данном случае выполняет бумага. Ввиду этого для передачи светлых цветов или бликов бумагу оставляют или совсем белой, или слегка покрывают жидким слоем краски.
Другая особенность акварели заключается в том, что ее можно накладывать слоями. После того как один слой краски подсохнет, на него кладут новый слой. Поэтому усилить цвет очень легко, но гораздо труднее его ослабить, то есть смыть. Мазок свежей краски сохраняет некоторое время влажность; этим свойством акварели пользуются для осуществления постепенных переходов одного цвета в другой, рядом со свежим мазком кладут новый, и оба мазка сливаются. В тех случаях когда требуется четко отграничить один цвет от другого, следует выждать, пока соседний цвет просохнет. С учетом этих особенностей акварели строится и процесс работы на уроке рисования. Сначала надо точно определить на этюде те участки его, где будут блики и самые светлые цвета, чтобы оставить их пока незаписанными. Начинать живопись лучше с темных цветов, не беря их в полную силу, чтобы иметь возможность усилить потом. Весь процесс наблюдения натуры, сравнения одного цвета с другим, порядок ведения этюда должен быть таким, как и в работе маслом.
Не следует смущаться тем, что при прокладке смежных цветов будут частично получаться затеки; в последующей работе они сгладятся.
В теме «уроки рисования акварелью» мы хотели бы раскрыть вопрос как рисовать по мокрому.
В пределах работы над одним предметом для передачи его объема можно использовать прием письма по мокрому, вливая новые мазки в предыдущие, еще влажные. Этот же прием удобен и для передачи падающих теней, имеющих расплывчатые очертания. Помните, что первая прописка этюда делается не в полную силу; нужная сила цвета достигается лишь путем повторных прописок. При этом примите во внимание еще одну особенность акварели: этюд при высыхании становится бледнее, утрачивает ту яркость, которая присуща влажным краскам.
Смотрите так же разные уроки по рисованию и живописи в следующих ссылках:
Уроки рисования по композиции натюрморта
Уроки рисования по рисунку предметов
Уроки рисования фактуры в натюрморте
Уроки рисования натюрморта из крупных предметов